18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

700 пленок, изменивших мир стрит-фото, показывают в Малаге

Джоэл Мейеровиц. «Семья Эскалона с друзьями в Малаге, Испания». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Семья Эскалона с друзьями в Малаге, Испания». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

История американского фотографа Джоэла Мейеровица, который проехал всю Европу на автомобиле Volvo, научился видеть кадр целиком и работать с несколькими планами одновременно, рассказывается в Музее Пикассо

В середине 1960-х американский фотограф Джоэл Мейеровиц провел в Малаге шесть месяцев, которые в значительной мере определили его дальнейшую судьбу. Теперь он вернулся сюда с большой выставкой в Музее Пикассо, посвященной влиянию этих ранних работ на его последующую легендарную карьеру.

Джоэл Мейеровиц. «Малага, Испания». 1966. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Малага, Испания». 1966.
Фото: Joel Meyerowitz

Мейеровиц рассказал The Art Newspaper о том, как обрел собственный художественный голос именно здесь, в Андалусии, во время долгого автомобильного путешествия по Европе. Пристальное наблюдение за непривычным для американца образом жизни привело к тому, что фотограф перестал строить кадр вокруг помещенного в центр действия. «Я начал уходить от традиционного построения кадра, — объясняет он. — У меня появилось ощущение, что я способен видеть мир слоями и работать со всем кадром целиком, даже с его краями, обрезая эту зыбкую связь с невидимым миром, остающимся за рамками. Все это начало что-то менять во мне. И в итоге я рискнул и попробовал делать снимки, содержащие несколько планов одновременно».

Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz

За три года до этого Мейеровиц занялся фотографией под влиянием знакомства с Робертом Франком. Он самостоятельно познавал премудрости фотоискусства на улицах Нью-Йорка бок о бок с Тони Рэй-Джонсом (молодым англичанином, который впоследствии оказал определяющее влияние на Мартина Парра), а позднее и с Гарри Винограндом, которого он почти каждый день встречал на Пятой авеню с камерой в руках.

«Я начинал видеть, что у меня есть своя, особая манера, свой тайминг, свое чувство кадра. Но именно в путешествии по Европе я оказался по-настоящему сам по себе», — признается Мейеровиц. Путешествие, которое он проделал с тогдашней женой, художницей Вивиан Бауэр, стало возможно благодаря щедро оплаченному рекламному заказу. В 1966 году фотограф, которому тогда было 28 лет, взял в Лондоне автомобиль Volvo и отправился в поездку по десяти странам Европы, за год проехав от Ирландии до Турции с заездом в коммунистическую Болгарию и фашистскую Испанию. «Мое поколение многим обязано Роберту Франку — европейцу, который приехал в Америку, чтобы обрести себя. Так и я, чтобы обрести себя, отправился, в свою очередь, в Европу».

Джоэл Мейеровиц. «Уэльс, Великобритания». 1966. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Уэльс, Великобритания». 1966.
Фото: Joel Meyerowitz

«Странное дело, но я не проявил ни одной пленки за весь тот год. Поэтому, когда я вернулся в Нью-Йорк, у меня было 700 катушек, почти поровну цветной и черно-белой, пленки. Так что тот год я работал вслепую. Но мною двигала интуиция, и, похоже, отпечатки доказывают, что она меня не подвела», — вспоминает 86-летний фотограф, теперь живущий в Лондоне.

Мейеровиц показал свои работы Джону Шарковски, директору отдела фотографии Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, и в 1968 году тот организовал небольшую персональную выставку под названием «Мое путешествие по Европе. Фотографии Джоэла Мейеровица, сделанные из машины», отобрав на нее только монохромные отпечатки. Четыре года спустя Мейеровиц полностью посвятил себя цветной фотографии (которая в то время имела репутацию главным образом коммерческого формата) и теперь считается одним из ее первопроходцев.

Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz

Выставка в Музее Пикассо в Малаге — дебютная для его нового художественного директора Мигеля Лопеса-Ремиро Форкады, который несколько лет назад познакомился с Мейеровицем и его работами, сделанными в Малаге, и твердо решил, что найдет способ снова привезти фотографа в город.

«Возвращаясь к этим фотографиям 60 лет спустя, он совершает метапутешествие, путешествие по путешествию, — пишет Форкада в каталоге выставки. — Складывается такой циклический сюжет: сын эмигрантов из Европы, он рос в Бронксе в окружении европейцев, затем в 1966 году проделал сыгравшее роль своеобразной инициации европейское путешествие, а сейчас сам живет в Европе. Все эти уровни идентичности накладываются один на другой, пересекаются, перенося нас в особое, магическое пространство».

Музей Пикассо
«Джоэл Мейеровиц. Европа 1966–1967»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+