18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

700 пленок, изменивших мир стрит-фото, показывают в Малаге

Джоэл Мейеровиц. «Семья Эскалона с друзьями в Малаге, Испания». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Семья Эскалона с друзьями в Малаге, Испания». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

История американского фотографа Джоэла Мейеровица, который проехал всю Европу на автомобиле Volvo, научился видеть кадр целиком и работать с несколькими планами одновременно, рассказывается в Музее Пикассо

В середине 1960-х американский фотограф Джоэл Мейеровиц провел в Малаге шесть месяцев, которые в значительной мере определили его дальнейшую судьбу. Теперь он вернулся сюда с большой выставкой в Музее Пикассо, посвященной влиянию этих ранних работ на его последующую легендарную карьеру.

Джоэл Мейеровиц. «Малага, Испания». 1966. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Малага, Испания». 1966.
Фото: Joel Meyerowitz

Мейеровиц рассказал The Art Newspaper о том, как обрел собственный художественный голос именно здесь, в Андалусии, во время долгого автомобильного путешествия по Европе. Пристальное наблюдение за непривычным для американца образом жизни привело к тому, что фотограф перестал строить кадр вокруг помещенного в центр действия. «Я начал уходить от традиционного построения кадра, — объясняет он. — У меня появилось ощущение, что я способен видеть мир слоями и работать со всем кадром целиком, даже с его краями, обрезая эту зыбкую связь с невидимым миром, остающимся за рамками. Все это начало что-то менять во мне. И в итоге я рискнул и попробовал делать снимки, содержащие несколько планов одновременно».

Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz

За три года до этого Мейеровиц занялся фотографией под влиянием знакомства с Робертом Франком. Он самостоятельно познавал премудрости фотоискусства на улицах Нью-Йорка бок о бок с Тони Рэй-Джонсом (молодым англичанином, который впоследствии оказал определяющее влияние на Мартина Парра), а позднее и с Гарри Винограндом, которого он почти каждый день встречал на Пятой авеню с камерой в руках.

«Я начинал видеть, что у меня есть своя, особая манера, свой тайминг, свое чувство кадра. Но именно в путешествии по Европе я оказался по-настоящему сам по себе», — признается Мейеровиц. Путешествие, которое он проделал с тогдашней женой, художницей Вивиан Бауэр, стало возможно благодаря щедро оплаченному рекламному заказу. В 1966 году фотограф, которому тогда было 28 лет, взял в Лондоне автомобиль Volvo и отправился в поездку по десяти странам Европы, за год проехав от Ирландии до Турции с заездом в коммунистическую Болгарию и фашистскую Испанию. «Мое поколение многим обязано Роберту Франку — европейцу, который приехал в Америку, чтобы обрести себя. Так и я, чтобы обрести себя, отправился, в свою очередь, в Европу».

Джоэл Мейеровиц. «Уэльс, Великобритания». 1966. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Уэльс, Великобритания». 1966.
Фото: Joel Meyerowitz

«Странное дело, но я не проявил ни одной пленки за весь тот год. Поэтому, когда я вернулся в Нью-Йорк, у меня было 700 катушек, почти поровну цветной и черно-белой, пленки. Так что тот год я работал вслепую. Но мною двигала интуиция, и, похоже, отпечатки доказывают, что она меня не подвела», — вспоминает 86-летний фотограф, теперь живущий в Лондоне.

Мейеровиц показал свои работы Джону Шарковски, директору отдела фотографии Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, и в 1968 году тот организовал небольшую персональную выставку под названием «Мое путешествие по Европе. Фотографии Джоэла Мейеровица, сделанные из машины», отобрав на нее только монохромные отпечатки. Четыре года спустя Мейеровиц полностью посвятил себя цветной фотографии (которая в то время имела репутацию главным образом коммерческого формата) и теперь считается одним из ее первопроходцев.

Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967. Фото: Joel Meyerowitz
Джоэл Мейеровиц. «Париж, Франция». 1967.
Фото: Joel Meyerowitz

Выставка в Музее Пикассо в Малаге — дебютная для его нового художественного директора Мигеля Лопеса-Ремиро Форкады, который несколько лет назад познакомился с Мейеровицем и его работами, сделанными в Малаге, и твердо решил, что найдет способ снова привезти фотографа в город.

«Возвращаясь к этим фотографиям 60 лет спустя, он совершает метапутешествие, путешествие по путешествию, — пишет Форкада в каталоге выставки. — Складывается такой циклический сюжет: сын эмигрантов из Европы, он рос в Бронксе в окружении европейцев, затем в 1966 году проделал сыгравшее роль своеобразной инициации европейское путешествие, а сейчас сам живет в Европе. Все эти уровни идентичности накладываются один на другой, пересекаются, перенося нас в особое, магическое пространство».

Музей Пикассо
«Джоэл Мейеровиц. Европа 1966–1967»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+