18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Игорь Корнилов: «Мы хотим показать Чайковского живым человеком»

Директор Музея-заповедника П.И.Чайковского  Игорь Корнилов.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Директор Музея-заповедника П.И.Чайковского Игорь Корнилов.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Директор Музея-заповедника П.И.Чайковского в Клину хранит память о великом композиторе так же трепетно, как это делали ближайшие родственники Чайковского, благодаря которым этот музей и был основан 130 лет назад

Вы возглавили музей в 2020 году. Какие задачи тогда ставили перед собой?

У всех музеев задачи примерно одинаковые: сохранять, изучать и развивать. Такие бриллианты, как наш музей, не нуждаются в огранке — только в поддержании блеска. Главное, не сломать то, что сделали предшественники. У меня в кабинете висят два портрета: Петра Ильича и его брата Модеста, который открыл этот музей в 1894-м, через год после смерти композитора.

Памятник П.И.Чайковскому на территории музея.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Памятник П.И.Чайковскому на территории музея.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Это был первый в России мемориальный музыкальный музей. Его создатель надеялся, что таким образом память о брате сохранится в течение нескольких десятилетий, пока живы те, кто лично знал композитора. И хотя я с большим пиететом к Модесту Ильичу отношусь, постоянно мысленно с ним советуюсь и даже пытаюсь восстановить посадки артишоков, которые он тут выращивал, согласиться с ним не могу: прошло уже 130 лет, а число почитателей Чайковского не уменьшается.

ДОСЬЕ
Игорь Корнилов
Директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И.Чайковского

Родился в Тбилиси в 1966 году.
Окончил Казанский государственный университет. Кандидат исторических наук.
Работал начальником отдела Музейного фонда РФ (Министерство культуры РФ), заместителем директора Российского национального музея музыки, заместителем директора Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино».
В 2020 году стал директором Музея-заповедника П.И.Чайковского в подмосковном Клину.

Еще…

Что является наиболее ценным в музейной коллекции?

Основной фонд насчитывает почти 203 тыс. единиц хранения, его ядро — фонд Петра Чайковского: библио­тека, письма, фотографии, личные вещи, вплоть до домашних туфель. В 2023 году на выставке «Первая позиция. Русский балет» в санкт-петербургском Манеже домашние туфли Чайковского были гвоздем экспозиции. Меня удивил выбор кураторов, но потом я понял, что личные предметы помогают зрителям установить эмоциональную связь с давно почившим героем. Аура подлинных вещей действует гипнотически на всех — от школьников до выдающихся исполнителей. Владимир Федосеев иногда просит оставить его в одиночестве в комнате, где работал Чайковский, к которому он относится как к божеству.

Мемориальный дом П.И.Чайковского.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Мемориальный дом П.И.Чайковского.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Наш мемориальный дом уникален тем, что полностью состоит из подлинных предметов. Они даже находятся на тех же местах, что и в день, когда Петр Ильич уехал в Санкт-Петербург и больше в Клин не вернулся.

Чайковский же умер неожиданно, ему было всего 53 года. Приехал в охваченный холерой город и выпил некипяченой воды в ресторане. Есть, правда, несколько версий, но эта основная.

Его брат Модест практически сразу превратил клинский дом в музей. Сначала был обустроен кабинет-гостиная с подарками. Чайковскому при жизни много чего дарили — от рояля Becker, преподнесенного владельцами фортепианной фабрики, до статуэтки галльского петуха работы скульптора Огюста Кэна (она была преподнесена французским актером Люсьеном Гитри). В доме почти нет живописи, зато у нас огромное количество фотографий, часто с дарственными надписями: родственников, друзей, членов императорской фамилии. Есть фотографии из путешествий в Тифлис и Баку, за границу. Мы фотоальбомы Чайковского несколько раз издавали.

По музейной традиции кабинетный рояль Becker, принадлежавший Чайковскому, звучит трижды в год: в день рождения композитора, в день его именин и в день памяти.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
По музейной традиции кабинетный рояль Becker, принадлежавший Чайковскому, звучит трижды в год: в день рождения композитора, в день его именин и в день памяти.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Ваша коллекция пополняется?

Постоянно. С благодарностью принимаем макеты театральных декораций, костюмы, памятные вещи. Дирижеры, артисты балета, оперные певцы, музыканты с радостью откликаются на наши просьбы, считая это честью для себя. Например, Николай Цискаридзе подарил костюм Щелкунчика. Можно книгу писать, каким образом к нам попадают экспонаты; у каждого предмета — своя история.

В доме почти нет живописи, зато огромное количество фотографий.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
В доме почти нет живописи, зато огромное количество фотографий.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Как вы музей позиционируете?

Мы хотим показать Петра Ильича не бронзовым памятником, а живым человеком. В детстве его называли «стеклянным ребенком»: он был тонко чувствующей натурой. В каких-то обстоятельствах — замкнутый и сосредоточенный, живший по раз и навсегда выработанному графику, в других ситуациях — общительный, хлебосольный, с волнением готовивший и широко отмечавший свои именины. Однажды вез из Москвы стерлядь и, сев на поезд (времени поездка занимала примерно столько же, сколько и сейчас), где-то на полпути решил, что стерлядь протухла (лето же, жара). Так распереживался, что выбежал на первом полустанке и потом долго добирался домой.

Он был отважным путешественником: доплыл до Америки, добрался до Ниагарского водопада. И одновременно — деликатным до застенчивости человеком: как-то в аптеке постеснялся попросить небольшой кусочек ваты, и ему отмерили целый фунт, 400 г — так он и ходил с этим пакетом.

Основной фонд насчитывает почти 203 тыс. единиц хранения, его ядро — фонд Петра Чайковского: библиотека, письма, фотографии, личные вещи.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Основной фонд насчитывает почти 203 тыс. единиц хранения, его ядро — фонд Петра Чайковского: библиотека, письма, фотографии, личные вещи.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Как вы об этом рассказываете? Через временные выставки?

Наш главный помощник — живой дом. Будем считать это профессиональной деформацией, но мы, сотрудники, воспринимаем дом как живое существо. Когда людей много или погода не очень хорошая, он устает. В этом году закапризничал в новогодние праздники: в морозы вдруг в одном месте отключилась система отопления. Мы вели себя с домом как с заболевшим человеком: оставались дежурить по ночам, корили его (мол, «вот обязательно было это все устраивать в праздники?»). А в другой раз говорим ему: «В понедельник — санитарный день. Уберем тебя, вымоем. Будешь красивым!» И дом перестает скрипеть и хлопать дверьми. Он точно живой.

Мемориальный дом уникален тем, что полностью состоит из подлинных предметов. Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Мемориальный дом уникален тем, что полностью состоит из подлинных предметов.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Вы не расскажете о своей знаменитой издательской программе под названием «Весь Чайковский»?

Издание академического полного собрания сочинений Чайковского — наш сов­местный проект с Государственным институтом искусствознания — началось в 2013 году. Автором идеи была ведущий научный сотрудник нашего музея, доктор искусствоведения Полина Вайдман (1947–2016). Сейчас дело продолжает ее дочь, завотделом рукописных и печатных источников нашего музея Ада Айнбиндер.

Запланировано 120 томов — не только все музыкальные произведения (а их около 440) во всех вариантах, но и литературные опусы (160 работ разных жанров), и около 5 тыс. писем. Главная цель — вернуть читателю подлинные тексты и партитуры Чайковского без купюр и редакторских вмешательств. Уже издано 13 томов партитур, на очереди все варианты «Лебединого озера». Скоро выйдут четвертый и пятый тома переписки Чайковского с Надеждой фон Мекк.

Аура подлинных вещей действует гипнотически на всех — от школьников до выдающихся исполнителей. Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Аура подлинных вещей действует гипнотически на всех — от школьников до выдающихся исполнителей.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

А как развивается Международный фестиваль искусств Чайковского в Клину?

В этом году мы провели его в десятый раз. Он продолжался рекордные десять дней, с 21 по 30 июня. Художественным руководителем и неизменным участником фестиваля является Юрий Башмет. В этом году с концертами выступили пианист Денис Мацуев, немецкая оперная певица Симона Кермес, оперные солисты Мариинского и Большого театров в сопровождении оркестра Большого театра, танцевала Светлана Захарова, за вечер джаза отвечал Игорь Бутман. А Евгений Миронов, Александра Урсуляк и камерный ансамбль «Солисты Москвы» показали спектакль-концерт «Рождение человека».

Кроме того, мастер-классы провели преподаватели Музыкальной академии Башмета, работала школа молодых журналистов, пишущих о музыке, было подготовлено несколько выставок. Это один из крупнейших в России фестивалей классической музыки под открытым небом. Без поддержки правительства Подмосковья и Министерства культуры РФ мы бы его не осилили.

Благодаря музею в Клину не иссякает поток туристов.  Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского
Благодаря музею в Клину не иссякает поток туристов.
Фото: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И.Чайковского

Какую роль музей Чайковского играет в экономике Клина?

Мы — одно из градообразующих предприятий, хотя непосредственно в музее работает не так уж и много сотрудников — 90 человек. Благодаря музею в Клину не иссякает поток туристов. Девиз нашего города: «Клин звучит!» 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+