18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже

Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.  Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.
Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел

Двадцать лет назад, в июне 2004 года, в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Илья и Эмилия Кабаковы: „Случай в музее“ и другие инсталляции». Это было долгожданное — и триумфальное — возвращение на родину классиков концептуализма. Позже Эмилия Кабакова вспоминала: «Для нас это было, с одной стороны, невероятно сильное впечатление от „возвращения”, а с другой — мы испытали там странное чувство, что мало кто, кроме очень близких нам по духу и по мировоззрению людей, понял содержание [этой выставки]». Так или иначе, но та выставка положила начало традиции дарения Кабаковыми своих произведений Эрмитажу. Тогда были переданы в дар инсталляции «В шкафу» (1997) и «Туалет в углу» (1992). В 2008 году художники подарили Эрмитажу инсталляцию «Красный вагон», сделанную для выставки в Музее современного искусства «Гараж». В апреле этого года ее заново открыли для публики после реставрации. А летом открывается грандиозная тотальная инсталляция под названием «Памятник исчезнувшей цивилизации», которую авторы подарили Эрмитажу в 2014 году, через пару лет после того, как она была показана в Москве, в галерее Red October.

Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.  Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.
Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж

Впервые проект был представлен в 1999 году в Палермо. Он объединяет 37 разных инсталляций, состоящих из 140 самостоятельных работ, коллажей и текстов, посвященных фрагментам покинутого пространства, прообразом которого стал СССР.

Желание создать грандиозный проект, посвященный цивилизации, в которой Илья Кабаков родился и жил, возникло еще во время существования Советского Союза и лишь усилилось после его краха. «Это желание дать какой-то образ этого места — конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал, то есть крайне субъективный», — рассказывал Кабаков.

По словам куратора, заведующей отделом современного искусства музея Марины Шульц, на ретроспективе Кабаковых 2018 года в Эрмитаже показать работу не удалось: не хватило места. И вот «Памятнику исчезнувшей цивилизации» отдают весь Белый зал на третьем этаже Главного штаба. Через 20 лет после исторической выставки-возвращения и через 10 после получения инсталляции в дар.

Государственный Эрмитаж
«Памятник исчезнувшей цивилизации»
До 1 июня 2025

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+