Афишей выставки «Подруги» остроумно выбрана работа Варвары Степановой 1919 года с изображением шести условных человеческих фигур, выступающих сплоченно, как в колонне на параде. В двух из этих фигур можно опознать женщин, другие вместо половых признаков несут на себе круги, треугольники и квадраты. Это произведение символично открывает и экспозицию, приуроченную к 130-летию ВАРСТ (как подписывалась Варвара Степанова) и посвященную творческому сообществу русских авангардисток, свершивших за два десятилетия (1910–1930-е) не одну, а сразу несколько революций в искусстве. Сначала в живописи, а потом в театре, дизайне одежды, оформлении книг, кино и рекламе. Об этих этапах и рассказывает выставка.
Одна из упомянутых революций связана с образом и ролью женщины. Многих, возможно, поразит помещенный в аванзале автопортрет Варвары Степановой 1920 года в виде геометрического монстра. Даже сегодня такое обращение со своей внешностью кажется радикальным. К нему есть столь же беспощадный к натуре, с черной дырой во лбу, парный автопортрет ее мужа Александра Родченко. Но такая подача вполне объяснима: знаменитый творческий союз мыслил себя не просто художниками, но инженерами, конструкторами нового мира и нового человека, и начинали они с себя. Важную роль в экспозиции играет отсылка к выставке 1921 года «5 × 5 = 25», ставшей манифестом конструктивизма.
В центре выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина история Степановой и трех ее подруг-художниц, чьи искания нового языка шли параллельно: Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. Жизнь двоих — Поповой и Розановой — оборвалась рано, когда им было немного за 30. На выставке есть номер журнала «ЛЕФ», полностью посвященный памяти Любови Поповой, со статьей Осипа Брика, где первые главки названы «Человек» и «Товарищ». Экстер покинула СССР в 1930-м и сделала международную карьеру. Сама Варвара Степанова осталась с мужем в России и дожила до эпохи оттепели и тех времен, когда их с Александром Родченко открытия — не в живописи, нет, но в сфере полиграфии — стали чуть ли не рутиной советской «оформиловки».
Им повезло с наследниками. Семья передала в дар ГМИИ огромную коллекцию произведений и личных вещей, которую можно было видеть на большой выставке десять лет назад, в 2014-м. Внук, Александр Лаврентьев, сделал очень много для пропаганды их творчества и выступил одним из кураторов нынешней выставки вместе с Александрой Даниловой и Алексеем Савиновым. Помимо коллекции самого ГМИИ, экспонаты предоставили многие российские музеи и частные коллекционеры.
Мы хотели обратить внимание на Варвару Степанову как самостоятельного мастера, отдельно от Александра Родченко. Рассказывая о Степановой, хотелось погрузиться в ее круг, в материалы, оставшиеся в ее мастерской, архивы и фотографии. Так родилась идея выставки «Подруги». На выставке есть вещи, которые никогда не показывались.
Это прежде всего документы, связанные с Ольгой Розановой, и, в частности, ее рукопись «Кубизм, футуризм и супрематизм», а также ее удостоверение, выданное и подписанное Владимиром Татлиным.
Наша выставка показывает, что тема авангарда не исчерпана до конца. Мы назвали ее «Подруги», а не «Амазонки русского авангарда», пытаясь подчеркнуть человеческое измерение и тесные взаимоотношения, которые существовали между художницами.
Также важно отметить появление на выставке таких неизученных фигур, как Анастасия Ахтырко, сестры Чичаговы, Эсфирь Шуб. И даже Вера Мухина у нас появляется как модельер, а не скульптор.
Не будет преувеличением сказать, что Варвара Степанова оказалась в тени мужа. До эпохальной международной выставки «Амазонки русского авангарда», состоявшейся больше 20 лет назад (где среди шести героинь была и Степанова), роль женщин в этом прорыве недооценивалась. За это время ситуация изменилась, и сегодня кажется, что мы уже все знаем о русском авангарде. Но это далеко не так. После множества больших выставок, где всё «скопом», настал момент разобраться в деталях и аспектах.
Можно упомянуть и две недавние выставки, в «ГЭС-2» и Русском музее, посвященные Ольге Розановой, и выставки Музея Москвы, начиная с «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Тканей Москвы» до недавно прошедшей «Москвички», где подробно рассматривается роль женщин в сфере дизайна и легкой промышленности. Нельзя не вспомнить и состоявшуюся в ГМИИ несколько лет назад выставку «Музы Монпарнаса», где было немало имен художниц из России, учившихся в Париже. Тем ценнее замысел «Подруг»: под таким ракурсом женский вклад в русский авангард еще не рассматривался.
Как выясняется, Варвара Степанова была движком, что называется душой компании, вовлекавшей в свою творческую орбиту массу других художниц. Приятно, что цитаты из ее дневника вынесены прямо на стены залов. Например, «у Экстер шикарный номер в гостинице, ее безделушки, сама эксцентричная, все время курит, фрукты, пирожные». Жаль, что таких цитат «из жизни» мало, больше манифестов о новом искусстве.
Кроме основных четырех героинь на выставке можно найти работы и Веры Мухиной (она делала эскизы платьев и сумочек), и знаменитого модельера Надежды Ламановой, и режиссера Эсфири Шуб (ее пятиминутный ролик о жизни Нью-Йорка завораживает и сегодня). Помимо этих имен, выставка радует и малоизвестными. Так, привлекают внимание работы Анастасии Ахтырко (1902–1968), представительницы уже следующего поколения, Степанова была ее учителем во ВХУТЕМАСе. Это и живопись, и, например, гравюры с шаржами-частушками на профессоров вроде такой: «У тебя от линий, Надя, перекошен весь кубизм, пикассиную натуру погубил конструктивизм» (адресовано Надежде Удальцовой).
Но, конечно, главная приманка выставки — не столько картины, документы и графика в витринах, сколько воссозданная по эскизам и чертежам одежда дизайна Степановой, Экстер, Ламановой, Розановой. Это и костюмы к спектаклям (например, «Смерть Тарелкина»), и наряды для обычных женщин, которые художницы внедряли в быт. Надетые на манекены, сегодня они поражают своей актуальностью, смелостью и нестареющей авангардностью. Такая сугубо «женская» линия, еще недавно казавшаяся маргинальной, сегодня становится центральной.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой»
До 20 октября