18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождая ювелирное наследие

Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа.  Фото: POSIÉ
Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа.
Фото: POSIÉ

Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа в рамках программы #вСветеPOSIÉ

Реставрационный проект стал первым этапом масштабной культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной брендом POSIÉ весной 2024 года. Она направлена на изучение, сохранение и развитие российских ювелирных традиций, а также поддержку инициатив в области искусства и образования. В рамках проекта с Государственным Эрмитажем проходит реставрация пяти ювелирных изделий авторства Иеремии Позье периода 1740–1760-х годов.

Пять уникальных изделий придворного ювелира из Галереи драгоценностей Эрмитажа будут бережно отреставрированы и после представлены публике.  Фото: POSIÉ
Пять уникальных изделий придворного ювелира из Галереи драгоценностей Эрмитажа будут бережно отреставрированы и после представлены публике.
Фото: POSIÉ

Пять уникальных изделий придворного ювелира из эрмитажной Галереи драгоценностей будут бережно отреставрированы и после представлены публике. Список включает табакерку с чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов; табакерку с корзиной цветов, декорированную чеканными орнаментами; табакерку с вензелем императрицы Елизаветы Петровны — один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века; мушечницу с двуглавым орлом зеленой эмали и бриллиантовым узором на затворе, где под часть бриллиантов подложена окрашенная фольга; и круглую мушечницу, крышка которой декорирована изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны.

Выбором ювелирных изделий для этого проекта руководит Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства и хранитель Галереи драгоценностей Эрмитажа, куда изделия отправятся после завершения реставрации.

Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, были примером для многих.  Фото: POSIÉ
Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, были примером для многих.
Фото: POSIÉ

Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, — букеты из драгоценных камней в вазочках, подарочные табакерки и регалии — были примером для многих. Особенностями фирменного стиля Позье считаются тщательный подбор драгоценных камней, великолепная гравировка декора, полировка внутренних поверхностей табакерок и мушечниц, сложная закрепка и подрезка кастов, использование серебряной подкрашенной фольги для лучшей игры света в драгоценных камнях, применение глухой, расписной и прозрачной эмали, сочетание полированного и матового золота, а также органических и неорганических материалов.

Центральная фигура реставрационного проекта — Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.

Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. Фото: POSIÉ
Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.
Фото: POSIÉ

«Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени, что требовало усидчивости и мастерства. Во многом он был новатором и, безусловно, творческим человеком. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести очень сложно. Самой сложной в реставрационной практике оказалась табакерка с двуглавым орлом, где были большие утраты эмали. Для их восполнения мы использовали обратимые керамические армированные композиты, отверждаемые с помощью ультрафиолета», — рассказывает Игорь Малкиель.

Перед реставрацией проводились научные исследования металлов, драгоценных камней и материалов, из которых были выполнены ювелирные изделия. Это помогло в выборе реставрационных методик, благодаря которым удалось вернуть былой блеск экспонатам, а также дало возможность получить ответы на многие вопросы о технологии изготовления и декорирования украшений Иеремии Позье.

Ряд интересных фактов удалось обнаружить только в процессе реставрации.  Фото: POSIÉ
Ряд интересных фактов удалось обнаружить только в процессе реставрации.
Фото: POSIÉ

Был установлен ряд интересных фактов, обнаружить которые возможно только в процессе реставрации: в табакерках бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем, для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои (олово и свинец) и иногда природный воск, а зеркала в мушечницах покрывали серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути с годами разрушалась и отслаивалась. Также под зеркалом в одной из мушечниц нашли фрагмент игральной карты масти крести. В дальнейшем, после завершения реставрации, планируется детальная обработка всех данных.

«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только возвращать им вторую жизнь, но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создается библиотека технических приемов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — продолжает Игорь Карлович.

После завершения реставрации планируется детальная обработка всех данных. Фото: POSIÉ
После завершения реставрации планируется детальная обработка всех данных.
Фото: POSIÉ

В этом году Государственный Эрмитаж и компания «АЛРОСА», которой также принадлежит бренд POSIÉ, отмечают 20-летие партнерства. В июне 2024 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор ювелирной группы «АЛРОСА» Ирина Морозовская подписали меморандум о развитии сотрудничества.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+