18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Возрождая ювелирное наследие

Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа.  Фото: POSIÉ
Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа.
Фото: POSIÉ

Бренд POSIÉ представил проект реставрации изделий авторства Иеремии Позье из собрания Государственного Эрмитажа в рамках программы #вСветеPOSIÉ

Реставрационный проект стал первым этапом масштабной культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной брендом POSIÉ весной 2024 года. Она направлена на изучение, сохранение и развитие российских ювелирных традиций, а также поддержку инициатив в области искусства и образования. В рамках проекта с Государственным Эрмитажем проходит реставрация пяти ювелирных изделий авторства Иеремии Позье периода 1740–1760-х годов.

Пять уникальных изделий придворного ювелира из Галереи драгоценностей Эрмитажа будут бережно отреставрированы и после представлены публике.  Фото: POSIÉ
Пять уникальных изделий придворного ювелира из Галереи драгоценностей Эрмитажа будут бережно отреставрированы и после представлены публике.
Фото: POSIÉ

Пять уникальных изделий придворного ювелира из эрмитажной Галереи драгоценностей будут бережно отреставрированы и после представлены публике. Список включает табакерку с чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов; табакерку с корзиной цветов, декорированную чеканными орнаментами; табакерку с вензелем императрицы Елизаветы Петровны — один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века; мушечницу с двуглавым орлом зеленой эмали и бриллиантовым узором на затворе, где под часть бриллиантов подложена окрашенная фольга; и круглую мушечницу, крышка которой декорирована изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны.

Выбором ювелирных изделий для этого проекта руководит Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства и хранитель Галереи драгоценностей Эрмитажа, куда изделия отправятся после завершения реставрации.

Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, были примером для многих.  Фото: POSIÉ
Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, были примером для многих.
Фото: POSIÉ

Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, — букеты из драгоценных камней в вазочках, подарочные табакерки и регалии — были примером для многих. Особенностями фирменного стиля Позье считаются тщательный подбор драгоценных камней, великолепная гравировка декора, полировка внутренних поверхностей табакерок и мушечниц, сложная закрепка и подрезка кастов, использование серебряной подкрашенной фольги для лучшей игры света в драгоценных камнях, применение глухой, расписной и прозрачной эмали, сочетание полированного и матового золота, а также органических и неорганических материалов.

Центральная фигура реставрационного проекта — Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.

Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. Фото: POSIÉ
Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.
Фото: POSIÉ

«Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени, что требовало усидчивости и мастерства. Во многом он был новатором и, безусловно, творческим человеком. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести очень сложно. Самой сложной в реставрационной практике оказалась табакерка с двуглавым орлом, где были большие утраты эмали. Для их восполнения мы использовали обратимые керамические армированные композиты, отверждаемые с помощью ультрафиолета», — рассказывает Игорь Малкиель.

Перед реставрацией проводились научные исследования металлов, драгоценных камней и материалов, из которых были выполнены ювелирные изделия. Это помогло в выборе реставрационных методик, благодаря которым удалось вернуть былой блеск экспонатам, а также дало возможность получить ответы на многие вопросы о технологии изготовления и декорирования украшений Иеремии Позье.

Ряд интересных фактов удалось обнаружить только в процессе реставрации.  Фото: POSIÉ
Ряд интересных фактов удалось обнаружить только в процессе реставрации.
Фото: POSIÉ

Был установлен ряд интересных фактов, обнаружить которые возможно только в процессе реставрации: в табакерках бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем, для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои (олово и свинец) и иногда природный воск, а зеркала в мушечницах покрывали серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути с годами разрушалась и отслаивалась. Также под зеркалом в одной из мушечниц нашли фрагмент игральной карты масти крести. В дальнейшем, после завершения реставрации, планируется детальная обработка всех данных.

«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только возвращать им вторую жизнь, но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создается библиотека технических приемов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — продолжает Игорь Карлович.

После завершения реставрации планируется детальная обработка всех данных. Фото: POSIÉ
После завершения реставрации планируется детальная обработка всех данных.
Фото: POSIÉ

В этом году Государственный Эрмитаж и компания «АЛРОСА», которой также принадлежит бренд POSIÉ, отмечают 20-летие партнерства. В июне 2024 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор ювелирной группы «АЛРОСА» Ирина Морозовская подписали меморандум о развитии сотрудничества.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+