18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Коллажи и мизансцены Сергея Параджанова в Гослитмузее

Сергей Параджанов на съемках фильма «Андриеш» Молдавия. 1954. Фотограф И.А. Грязнов  Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов на съемках фильма «Андриеш» Молдавия. 1954. Фотограф И.А. Грязнов
Фото: Государственный центральный музей кино
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Когда великому режиссеру запрещали снимать кино и даже когда его лишали свободы, он становился художником, превращая любые предметы в искусство. Двум ипостасям одного гения посвящена юбилейная выставка

К 100-летию Сергея Параджанова (1924–1990) в Гослитмузее подготовились на совесть: на юбилейной выставке более 200 предметов. «Все представленные материалы — это только то, что удалось найти в Москве, — рассказывает куратор Ольга Залиева. — Отбор экспонатов в Музее кино, в огромном количестве частных собраний был очень трудоемким. Но благодаря этому здесь представлено много вещей, никому не известных и никем не виданных».

Сергей Параджанов. «Ассириец с черным цветком». Кукла. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов. «Ассириец с черным цветком». Кукла. 1970-е.
Фото: Государственный центральный музей кино

Глубокий бордовый цвет стен в сочетании с пестрыми коврами воссоздает колорит восточных кинолент — «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Сергей Параджанов обладал даром проникать в сущность многих культур, не зря одним из лучших фильмов в истории украинского кино считается его «Тени забытых предков». Режиссер уловил дух, передал уникальность мировосприятия и быта гуцульского народа. С этой работы начинается последовательное повествование о творческой биографии режиссера. В экспозиции представлены национальная одежда и посуда, гуцульский топорик, эскизы костюмов, фотографии, кадры из фильма, плакаты.

Следующий раздел посвящен самой известной кинокартине Параджанова — «Цвет граната». Фильм, дошедший до нас в монтажной версии Сергея Юткевича, приобрел общекультурное значение. С фотографий и плакатов на нас смотрит муза мастера — неподражаемая Софико Чиаурели, сыгравшая в ленте сразу шесть ролей. Роскошные параджановские коллажи не уступают по насыщенности и символичности фрагментам из «Цвета граната», инкрустированным в экспозицию. Каждый коллаж, по словам куратора, «можно легко развернуть до мизансцены из фильма», а многие кадры, наоборот, «являются не чем иным, как красочными коллажами».

Сергей Параджанов. «Благовещенье». Коллаж. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов. «Благовещенье». Коллаж. 1970-е.
Фото: Государственный центральный музей кино

Главной трагедии в жизни Параджанова посвящен зал под названием «Зона. Режиссер в законе». Ежедневное творчество — создание произведений из любых подручных материалов, от проволоки до засушенных цветов, — позволяло Параджанову чувствовать себя свободным даже в тюрьме. В экспозиции представлены работы, созданные на зоне, и письма близким: бывшей жене Светлане Щербатюк, племяннику Георгию, другу Василию Катаняну, Лиле Брик, заступничество которой помогло ему досрочно выйти на свободу. Символично выглядит фотография: Параджанов на зоне в окружении музыкантов-заключенных — ансамбль называется «Надежда».

Еще один зал описывает жизнь Параджанова в Тбилиси. Лишенный права быть режиссером, он становится художником. На выставке впервые экспонируется серия из восьми его коллажей к балету по роману Максима Горького «Мать», их предоставил племянник режиссера Георгий Параджанов. На знаменитых фотографиях Юрия Мечитова Параджанов в окружении друзей: Владимира Высоцкого, Тонино Гуэрры, Марчелло Мастроянни, Майи Плисецкой, Андрея Тарковского. Здесь же работы и других прославленных фотографов: Виктора Баженова, Валерия Плотникова, Юрия Роста.

А.С. Махов. Плакат к фильму «Легенда о Сурамской крепости». 1984. Фото: Государственный центральный музей кино
А.С. Махов. Плакат к фильму «Легенда о Сурамской крепости». 1984.
Фото: Государственный центральный музей кино

Отдельный зал посвящен картинам «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», созданным в период, когда после очередного ареста и освобождения режиссер, благодаря поддержке мировой общественности, получает право снимать. Специально к выставке Рустам Хамдамов написал две картины — «Дары Сергею Параджанову». Они представлены в последнем зале наряду с работами родственников и друзей знаменитого режиссера, которых вдохновляли миры Параджанова

Государственный литературный музей
«Сергей Параджанов. "Вечный полет"»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+