18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жан Эльон. Путь от абстракции к реальности

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Выставка в Париже возвращает имя мастера, который не боялся резко менять траектории: в 1930-х привез абстракционизм в Америку, а в 1950-е вернулся во Францию и стал там реалистом

Художник, интеллектуал и теоретик искусства Жан Эльон (1904–1987) при жизни был известен и популярен, но потом его имя ушло в тень. Он был одним из пионеров абстракции, которую привез в Америку в 1930-х, а после войны, как будто назло всем, вернулся и во Францию, и к реальности — или даже к сюрреальности.

Выставка «Проза мира» в Музее современного искусства города Парижа объединяет более 150 редко экспонируемых произведений Эльона: 103 картины, 50 рисунков, а также блокноты и массу документального материала, собранного из крупнейших французских и мировых музеев и многих частных коллекций.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

Художник родился во французской провинции. Вначале увлекался поэзией, потом химией, потом архитектурой — во всем была видна его любовь к четкой форме, структуре, самой сути вещей. С 16 лет жил в Париже, и знакомство с живописью стало для него откровением. Именно здесь Эльон впервые увидел Никола Пуссена, а затем Поля Сезанна (в репродукциях). С кубизмом его познакомил уругвайский художник Хоакин Торрес-Гарсия. К концу 1920-х Эльон был уже близко знаком с Александром Колдером, Питом Мондрианом и Максом Эрнстом и стал заметной фигурой среди абстракционистов. В его ранних работах, однако, легко узнаются влияния: сетки Мондриана, или объемные формы Фернана Леже, или жирные контуры Торреса-Гарсии. В 1929 году Эльон начал свои «Записные книжки» — серию размышлений о живописи, которую вел до 1984 года.

В 1934-м художник переехал в Соединенные Штаты, где подружился с Марселем Дюшаном и, когда весь мир стремился к абстракции, наоборот, стал возвращаться к фигуративности. В самом начале Второй мировой войны Эльон счел необходимым вернуться на родину и присоединиться к силам «Свободной Франции». Был взят в плен, бежал в Америку.

Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.  Фото: Musée d'Art Moderne de Paris
Выставка «Жан Эльон. Проза мира» в Музее современного искусства, Париж.
Фото: Musée d'Art Moderne de Paris

После войны художник вернулся во Францию с уже готовой программой фигуративных серий: он предполагал писать обнаженных, натюрморт, пейзаж и уличные сцены. Именно они и составляют основное содержание выставки. Эта «проза жизни» на самом деле не так проста: в полотнах можно обнаружить то странную точку зрения, как в «Перевернутой обнаженной» (1946), то нарочитые ракурсы, как в «Лестнице» (1944), обрезающей мужские фигуры, то кочующие из картины в картину таинственные предметы — зонтики и мужские шляпы. Самой яркой стала его серия с манекенами. Эльон изображает витрины магазинов, в которых манекены живут своей жизнью, и кусочек улицы — не вполне понятно, где мир реальный, а где «зазеркалье».

В конце жизни, по мере ухудшения зрения, Жан Эльон стал писать картины, больше похожие на набор мотивов, которые преследовали его. Последние главы «Записных книжек» ослепший художник вынужден был диктовать.

Хотя при жизни Эльон вроде бы не был обделен выставками, а в 2004 году в Центре Помпиду прошла большая ретроспектива, его творчество до сих пор остается малоизвестным. В Музее современного искусства города Парижа уверены, что фигура художника по-прежнему актуальна.

Музей современного искусства города Парижа
«Жан Эльон. "Проза мира"»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+