18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Владимир Сальников: впереди и в стороне одновременно

Владимир Сальников.  «Созидание черного квадрата». 1988. Фото: Архив Нины Котел
Владимир Сальников. «Созидание черного квадрата». 1988.
Фото: Архив Нины Котел
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Автор — книжный график, живописец, перформансист и видеохудожник — никогда не относил себя ни к какому андерграунду, но постоянно и настойчиво стремился шагать не в ногу. Такого рода движение и зафиксировано в альбоме «Спасение пространств»

Заглавие монографического альбома, посвященного московскому художнику Владимиру Сальникову (1948–2015), может показаться излишне патетическим, но стоит иметь в виду, что ровно так же — «Спасение пространств» — назывался авторский мультимедийный проект середины 1990-х, который был буквально пронизан иронией и духом провокации. Словесные формулы и конструкции, в обилии порождаемые Сальниковым наряду с живописью, графикой или видео-артом, далеко не всегда следует принимать за чистую монету. Он был трикстером, эстетическим авантюристом, вдохновенным витией — вернее, органично существовал в этих амплуа, им же самим для себя и сконструированных.

Из чего отнюдь не вытекает, что все им сказанное и написанное, а тем более сделанное, — лишь фантомы, постмодернистские химеры. Представляется, что с определенного момента (явно раньше начала перестройки) он выбрал личную стратегию, нацеленную на преодоление любых шаблонов — хоть традиционных, хоть прогрессивных. И взялся «испытывать время собой», как пелось в некогда популярной песне рок-группы «Наутилус Помпилиус». Соответственно, время стиралось и становилось другим, а художник Сальников переключался на следующую концепцию. Надуманность риторики могла у него тесно сплетаться с искренностью порыва «двигаться дальше» (фраза из репертуара уже другой рок-группы). Для Сальникова важен был внутренний драйв, подпитываемый разницей потенциалов между актуальными трендами и его собственными декларациями. Иначе неинтересно.

«Владимир Сальников. Спасение пространств» / Сост. И. Горлова, Н. Котел. М.: Майер, 2024. 272 с., ил.
«Владимир Сальников. Спасение пространств» / Сост. И. Горлова, Н. Котел. М.: Майер, 2024. 272 с., ил.

Это, впрочем, лишь версия вашего рецензента. В недавно выпущенной монографии своим мнением делятся люди, гораздо лучше знавшие и контекст творчества героя книги, и его самого. Заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова (она стала составителем альбома вместе с Ниной Котел, женой Сальникова и замечательной художницей) в своей статье кратко описывает и условно маркирует эволюцию этого автора, который, по его собственному признанию, «чувствовал себя несколькими художниками, находящимися в диа­логе друг с другом». Горлова говорит о «проектном мышлении», которое было свойственно Сальникову — и, похоже, отчасти проистекало из особенностей профессии книжного художника. Той ипостаси, остававшейся главной до середины 1980-х (главной, но не единственной), посвящен очерк Елены Грибоносовой-Гребневой.

Арт-критик и куратор Виктор Мизиано внимательно исследует то, что сам художник называл «ощущением мозаичности своей личности», и приходит к выводу: преодолением такой мозаичности стало формирование «метаидентичности», то есть умения оперировать кусочками внутренней «смальты» как бы извне. Искусствовед Леонид Бажанов рассуждает о способности Сальникова сопрягать блестящее владение художественным ремеслом с такими форматами искусства, которые вроде бы предполагают именно отказ от прежних профессиональных навыков. Бажанов усматривает в этом сопряжении не столько эстетическую, сколько экзистенциальную позицию.

Нина Котел. «Гроза надвигается». 2003.  Фото: Архив Нины Котел
Нина Котел. «Гроза надвигается». 2003.
Фото: Архив Нины Котел

Художник Богдан Мамонов в эссе, первоначально опубликованном в 2015 году в «Художественном журнале», сосредоточился на возвращении Сальникова к живописи, точнее, к картине как «всеобъемлющему окончательному высказыванию». Отталкиваясь от одного-единственного полотна «Спор об искусстве» (2009), автор эссе находит объяснение тому, с чем было связано персональное отрицание модного не столь уж давно тезиса насчет «смерти картины». Наконец, Ольга Ковалик и Людмила Лунина в текстах о Сальникове, написанных в разное время, тоже несколько по-разному оценивают его работу, в частности взаимодействие с моделями.

Да, и нельзя не упомянуть о том, что в этой книге Владимир Сальников не только главный герой, но и в определенном смысле соавтор. Его собственные постулаты и комментарии возникают там и тут, позволяя воспринимать его в качестве участника издательского проекта, а не только автора репродуцируемых произведений.

Структура издания в основном была предопределена посмертной выставкой, состоявшейся в 2018 году в Московском музее современного искусства и тоже озаглавленной «Спасение пространств». Это не каталог, но все же следование экспозиционному прототипу. Упомянутое проектное мышление здесь намеренно акцентировано, так что читатель имеет шанс не просто увидеть набор картинок, а еще и разгадать прихотливую логику смены авторских парадигм. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+