18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Пушкинский покажет «Три времени Рима»

Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца ди Монте Кавалло». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1750.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах

История выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», которая откроется в Пушкинском музее 18 июня, началась в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад архитектор Максим Атаянц решил выставить свое собрание гравюр, в первую очередь архитектурных, в Эрмитаже. Над проектом начали работать сотрудники музея Аркадий Ипполитов, Василий Успенский и Александр Конев, которые успели написать тексты и подготовить каталог. Однако из-за пандемии коронавируса выставка сорвалась.

Не теряя надежд поделиться такой красотой с миром, недавно Атаянц решил предложить выставку московскому музею, где нашел общий язык с его новым директором Елизаветой Лихачевой. Она заинтересовалась идеей не только как бывший глава музея архитектуры, но и из-за основной темы коллекции: именно итальянская архитектура XVII века является первоначальной специализацией Лихачевой как искусствоведа. Она присоединилась к кураторской команде как сокуратор (это ее первый кураторский проект в ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Гравюра. Лист из серии «Виды Рима». 1751.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Однако, в отличие от незаконченной Аркадием Ипполитовым выставки «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Нижнем Новгороде, законченной другими кураторами, где на афише все равно стоит только его фамилия как автора концепции и куратора, московский проект не является «ипполитовским». «Это вышла совсем другая выставка, с другим отбором: мы взяли в четыре раза меньше вещей. С другой концепцией. В Эрмитаже мы все равно сделаем большую выставку коллекции Атаянца, видимо, в 2026 году, и все тексты Аркадия Викторовича будут использованы там, а в Пушкинском музее их нет, — уточнил нам Василий Успенский. — Здесь получилась отдельная выставка. Делать ее в компании коллег из ГМИИ было особенно интересно. Результат вышел строгим и академичным, как и подобает музею с университетскими корнями».

В свою очередь, Елизавета Лихачева рассказала нам, что в московской выставке расставлены другие акценты. «Коллеги, учитывая их специализацию, преподносят зрителю гравюры из собрания Атаянца именно как графику. Я же присоединилась к проекту, добавив новый ракурс: для меня эти листы уже исторический источник. На этой выставке я хочу показать именно историю развития архитектуры Рима, эволюцию структуры города как организма», — объяснила она.

К гравюрам XV–XVIII веков, изображающим виды и планы города, здания и развалины, которые размещены по основной выставочной оси главного здания ГМИИ, в итоге добавились подлинные античные мраморы и бронзы, редко покидающие фонды музея из-за отсутствия места для их экспонирования. «Для нас было важно создать то самое неуловимое ощущение вечного города Рима, — говорит Лихачева. — А благодаря сотрудничеству с фирмой LG мы смогли создать в экспозиции очень эффектные проекции того, что невозможно показать на выставке».

Капитель коринфской пилястры. I-II вв.  Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Капитель коринфской пилястры. I-II вв.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Всего же будет представлено более 150 произведений. Предметы из коллекции Максима Атаянца дополнят экспонаты не только из ГМИИ им. А.С.Пушкина, но и из Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.

Ранее Елизавета Лихачева выступала сокуратором проектов в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, из которых особенно яркими оказались выставки, посвященные Константину Мельникову и стекольщику Гюставу Фальконье. «В Музее архитектуры моя функция сокуратора была другой, — уточняет она, — часто я была третейским судьей. Здесь же, наоборот, на меня пришлась основная работа, так как коллеги находятся не в Москве. В МУАРе я не делала выставок по своей любимой теме и специализации — об Италии, так как там моя задача как директора была вернуть ему идею его основателя, Щусева, идею „музея русской архитектуры“. В нынешнем же проекте очень удачно сложились сразу три фактора: специализация ГМИИ как музея западного искусства, невероятная коллекция и моя тема».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»
18 июня – 15 сентября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+