18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Полный порядок в головах: выставка Александра Юликова в ГУМ-Red-Line

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Ретроспектива «Головы» включает работы художника, созданные более чем за полвека, начиная с «Автопортрета» 1958 года и заканчивая картинами, над которыми идет работа сейчас

При упоминании имени Александра Юликова в сознании обычно всплывает слово «минимализм» — и того же рода работы. Умозрительная привязка закономерна: именно на поприще геометрической абстракции этот московский художник получил известность — сначала в узких нонконформистских кругах, а позже и у более широкой публики, в том числе международной. На прошлогодней ретроспективной выставке «Пространственные альтернативы», устроенной в Третьяковской галерее к 80-летию Юликова, как раз и демонстрировались главным образом его беспредметные произведения разного времени.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Иной ракурс предложен сейчас на выставке «Головы» в галерее ГУМ-Red-Line (этим проектом отмечено пятилетие институции). Само заглавие дает понять, что фигуративность здесь все же играет определенную роль, пусть и совершенно не повествовательную. «Кроме широко известных нефигуративных работ у Юликова на протяжении всей жизни существовало несколько других тем, про которые мало знают, — говорит куратор выставки Михаил Сидлин. — Головы — одна из них; она возникла у автора очень давно, буквально в возрасте 14 лет, и продолжается по сей день. До начала 1970-х годов это, как правило, головы, написанные в очень непохожих стилях; иногда даже может возникнуть ощущение, что сделаны они разными авторами. А уже в 1980-е появилась устойчивая, хотя и постоянно развивающаяся линия. Я попытался выстроить из всего этого некоторые группы».

Александр Юликов в мастерской. Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов в мастерской.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

Для проекта в ГУМ-Red-Line отобрана преимущественно живопись, но присутствует и ряд работ на бумаге. А еще включено «Острижение» — доработанный фотографический диптих, созданный в результате индивидуального боди-арт-перформанса 1976 года. Суммарно представлено более 50 произведений, охватывающих весь период творческой работы Александра Юликова. Это отнюдь не означает, будто «головы» создавались им бесперебойно, между сериями или единичными произведениями могли быть перерывы в несколько лет. При этом вполне понятно, что регулярное, почти циклическое возвращение к теме на протяжении 65 лет не случайно: художник явно находит в ней ту глубину, которая требует нескончаемой рефлексии. И сюжетная основа его фактически не интересует.

Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.  Фото: Галерея ГУМ-Red-Line
Выставка «Александр Юликов. Головы» в галерее ГУМ-Red-Line.
Фото: Галерея ГУМ-Red-Line

«Голова в самом общем приближении — это человек, символ человеческого существа, — поясняет Михаил Сидлин. — И в то же время это яйцеобразная форма, неправильный овоид с отклонениями от симметрии, с выпуклостями и так далее. Ее и исследует Юликов. Его живопись на эту тему нельзя назвать абстрактной, но и вполне фигуративной тоже».

Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.
Александр Юликов. «Персонаж в красном колпаке». 1968. Фрагмент.

Если «головы» более раннего времени изредка и в небольших количествах все же встречались на выставках, чаще всего коллективных, то новые холсты не показывались никогда и никому, за исключением близких друзей. Их особенность в том, что они принципиально не закончены, вернее, пребывают в состоянии перманентной доделки или переделки. «Намеренная незавершенность, процессуальность этой серии работ является существенной составляющей их смысла», — констатирует куратор выставки.

Галерея ГУМ-Red-Line
Александр Юликов. Головы
До 23 августа

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+