18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»

Гараж «Интуриста».  Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
Гараж «Интуриста».
Фото: Дмитрий Данилкин / Фотобанк Лори
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи

Импрессионизм, фовизм, кубизм, автомобилизм. Последний «изм» оказался в этом ряду неслучайно: автомобиль — ровесник современного искусства, а его гоночная модификация, как считал стоявший у руля футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, прекраснее даже Ники Самофракийской. Под стать этим «скульптурам с двигателями» строили и гаражи. Так, в Советском Союзе образца 1920–1930-х годов они были на архитектурной передовой наряду с домами-коммунами и рабочими клубами. Одному из них, известному как гараж «Интуриста», посвящена новая книга издательства Tatlin.

Открывая ее в самом начале, на 1529-й странице (сквозная нумерация проходит через всю серию Archive, которая с 2011 года рассказывает о выдающихся объектах советского архитектурного авангарда), читатель встречает Мистера Твистера из поэмы Самуила Маршака. Чтобы таким Мистерам Твистерам, то есть гостям из-за рубежа, было комфортнее передвигаться по новоиспеченной столице новоиспеченного государства, акционерное общество «Интурист» закупило для своего московского отделения новенькие «линкольны» и автобусы. Для них и потребовалась просторная стоянка.

Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.
Ольга Шурыгина. «Гараж «Интуриста». Екатеринбург: Tatlin, 2024. 78 с.

К тому моменту — а это начало 1930-х годов — авторитет Константина Мельникова (1890–1974) в строительстве гаражей «вырос в монопольный захват» — так сам он однажды выразился. Но в случае с «Интуристом» он отвечал только за фасад. Автор книги, историк архитектуры Ольга Шурыгина, стремится вывести из тени прославленного архитектора непосредственных проектировщиков здания — инженера Льва Давидовича и архитектора Валерия Курочкина — и других причастных.

Ничуть не умаляя заслуг Мельникова, она занимает в отношении «гаражной» части его наследия критическую позицию, что выделяет ее среди других исследователей: о новаторских находках пишут чаще, чем о недочетах. Книгу полезно будет прочитать тем, кто по инерции причисляет мастера к конструктивистам, тогда как форма у него подчинялась не столько функции, сколько фантазии, а бюджеты на гаражи были «дворцовыми». Потому, вероятно, сегодня они так удачно трансформируются в музеи.

Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.  Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Константин Мельников. Гараж «Интуриста». Фасад. 1934.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Гараж «Интуриста», впрочем, принадлежит ФСБ — перешел по наследству от НКВД. Он должен был бы называться «гаражом чекиста», ведь общество «Интурист» им даже не воспользовалось. Да и архитектурное решение попавшего в опалу Мельникова реализовали лишь наполовину. Именно поэтому рассекающая фасад диагональ, на которой он планировал разместить настоящий, будто бы несущийся ввысь автомобиль, нелепо обрывается посередине, упираясь в левую часть здания, возведенную вообще по другому проекту. Книга позволяет сопоставить эскизы и фотографии — сравнение получается в духе «ожидание/реальность».

Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.  Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Гараж «Интуриста». Фасад. Современный вид.
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Помимо этой архитектурной драмы, автор раскрывает уйму любопытных фактов: многоэтажным паркингам предшествовали многоэтажные конюшни; первые московские автосервисы сосредоточились на Каретном Ряду; а гараж в России едва не переименовали в «сарай для самовозов». Этих «самовозов» накануне 1917 года по Москве колесило порядка полутора тысяч. Обновлялся автопарк плохо. Так, для Виктора Шкловского, написавшего в 1928 году статью в журнал «За рулем», автомобиль был уже никакой не Никой Самофракийской, а «барахлом на ходу». Зато гаражи строили достойные исследований.  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+