18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Парковка для графики: в Нижнем прошла ярмарка «Контур»

Работа Михаила Рубанкова. Галерея Arttube Editions.  Фото: Милена Орлова/TANR
Работа Михаила Рубанкова. Галерея Arttube Editions.
Фото: Милена Орлова/TANR

В Нижнем Новгороде состоялась вторая Всероссийская ярмарка современной графики «Контур». 39 ведущих российских галерей представили богатый спектр разнообразных произведений в этом жанре, цены варьировались от достаточно высоких до самых демократичных

Как часто бывает, концептуальный жест запоминается лучше многих маркетинговых усилий. На стенде Room 34 Print лежал прекрасный плакат на крафтовой бумаге с черным квадратом и надписью «Благотворительный арт-постер для нищих эстетов». Особо насмешила строчка мелким шрифтом: «Тираж маленький». Да, на ярмарке графики стоит помнить и о тираже, и о том, что даже графика, по определению самый дешевый сегмент арт-рынка, действительно не по карману многим эстетам. Но если с чего-то и начинать коллекционирование, то многие специалисты советуют заходить именно с нее.

«Благотворительный арт-постер для нищих эстетов» на стенде Room 34 Print.  Фото: Милена Орлова/TANR
«Благотворительный арт-постер для нищих эстетов» на стенде Room 34 Print.
Фото: Милена Орлова/TANR

В день открытия ярмарки на парковке отеля Sheraton Kremlin, где придумал проводить ярмарку его владелец, нижегородский отельер и коллекционер Дмитрий Володин, вместе со своим партнером, сооснователем нижегородского ЦСИ «Терминал А» Майей Ковальски, было многолюдно: московские и петербургские гости радостно братались со своими коллегами из третьей культурной столицы (в этом году городу официально присвоен статус культурной столицы России 2024 года).

Нижний Новгород представляли галерея Futuro, обладающая фантастическим пространством в историческом здании, и активнейшая галерея «9Б», помимо выставок знаменитая и своими резиденциями для художников. После налета коллекционеров, предшествовавшего открытию ярмарки, на многих стендах появились красные кружки, а кое-где — зияющие пустотой места и наклейки «Здесь было искусство». Как выяснилось, цены в галерее Belova из Казани были самыми щадящими, 5–7 тыс. руб. за лист, — вот и результат! Но, конечно, такой демпинг — редкость, средняя цена за оригинальную графику тетрадного формата — 30–80 тыс. руб. Классики, естественно, котируются дороже — большая работа Владимира Немухина 1993 года с супрематическими мотивами в московской «Е.К.Артбюро» была оценена в 1,8 млн руб. В этой же галерее экспертная комиссия отобрала раннюю графику Павла Пепперштейна, эпохи, когда он еще подписывался своей настоящей фамилией Пивоваров, а не знаменитым псевдонимом. Если все сложится удачно, то эти его раритетные работы попадут в коллекцию Нижегородского государственного художественного музея (еще отобраны работы Леонида Тишкова и Игоря Макаревича). Это одна из миссий ярмарки — пополнять собрание местного музея работами современных мастеров, которые выкупают и приносят в дар коллекционеры. В прошлом году, когда ярмарка проходила первый раз, именно так и случилось.

Стенд галереи Artwin.  Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Фрагмент альбома Бориса Казакова. Галерея Marina Gisich. Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея Anna Nova. Фрагмент экспозиции. Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Работа Александра Ширнина. Галерея Pogodina Gallery.  Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея XL. Фрагмент экспозиции. Фото: Милена Орлова/TANR
Стенд галереи Artwin.
Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Фрагмент альбома Бориса Казакова. Галерея Marina Gisich.
Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея Anna Nova. Фрагмент экспозиции.
Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Работа Александра Ширнина. Галерея Pogodina Gallery.
Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея XL. Фрагмент экспозиции.
Фото: Милена Орлова/TANR

У всех галерей, за некоторыми исключениями, были одинаковые по размеру стенды, но искусство самое разное. Знаменитая петербургская галеристка Марина Гисич в этот раз сделала ставку на художника Бориса Казакова, который сочинил массу историй, завязанных вокруг врачей. Врачи у него атакуют музей, наводят порядок в деревнях, фигурируют в самых разных абсурдных ситуациях. Хорошо известный в Петербурге художник строит свое искусство на том, что называется индивидуальной мифологией, а свои работы создает в том числе и в технике выжигания по бумаге (150–300 тыс. руб.).

Московская галерея ХL выставила классика соц-арта Бориса Орлова и авторов других поколений. Прекрасную подборку рисунков Никиты Алексеева, вдохновленных атласом экзотических птиц (на части листов изображены птицы реальные, а на части — вымышленные автором) привезла московская галерея Iragui. На ее стенде также можно было купить рисунки Ольги Чернышевой, участницы Венецианской биеннале и других громких выставок. Настоящий пасьянс из арт-козырей разложила галерея Веры Погодиной, у Anna Nova привлекали внимание работы Андрея Кузькина и Александры Гарт, выбранной художником года на грядущей ярмарке Cosmoscow.

Александр Петрелли, знаменитый своей мобильной галереей «Пальто», где произведения висят на подкладке настоящего пальто, которое носит галерист, несколько раз менял свою экспозицию — в какой-то момент там появились, например, вольные рисунки женских ню Дмитрия Пименова, арт-революционера и поэта, по 15 тыс. руб. за штуку. Классической теме «обнаженки» посвятила свой стенд и галерея «Виктория» из Самары. Абстрактные произведения Владимира Дубосарского (120 тыс. руб. за штуку), гораздо больше известного своими фигуративными картинами, предложила галерея ARTZIP, наряду с новой каллиграфической серией Андрея Логвина.

Александр Петрелли и его галерея «Пальто».  Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Галерея «Виктория». Фрагмент экспозиции. Фото: Милена Орлова/TANR
Работа арт-группы «Малышки 18:22». Галерея Shift.  Фото: Милена Орлова/TANR
Работа Ростана Тавасиева. Галерея Sistema.  Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея Artstory. Фрагмент экспозиции.  Фото: Милена Орлова/TANR
Александр Петрелли и его галерея «Пальто».
Фото: Всероссийская ярмарка современной графики «Контур»
Галерея «Виктория». Фрагмент экспозиции.
Фото: Милена Орлова/TANR
Работа арт-группы «Малышки 18:22». Галерея Shift.
Фото: Милена Орлова/TANR
Работа Ростана Тавасиева. Галерея Sistema.
Фото: Милена Орлова/TANR
Галерея Artstory. Фрагмент экспозиции.
Фото: Милена Орлова/TANR

Вообще ярмарка заставляет задуматься над вопросом, что такое графика сегодня, — такой огромный диапазон техник был представлен. Графика по ткани — азиатским икатам, графика на цементно-стружечной плите, полноценная крупная живопись — но на бумаге! Именно такой живописью художницы из Екатеринбурга под псевдонимом Matiush First, смело оцененной в 550 тыс. руб., потчевала новая галерея Jessica, которую держит подруга коллекционера Сергея Лимонова (у его фонда также был свой стенд).

Галерея ArtTube Editions заманивала первыми в практике художника Авдея Тер-Оганьяна шелкографиями, специально изготовленными для такого случая. Но надо признать, что королем шелкографии на отечественном рынке остается Алексей Веселовский и его студия «Пиранези Lab», из которой в Нижний прибыли целые шкафы с результатами коллабораций с известными художниками. А вообще почти у каждой галереи, помимо работ на стенде, была припасена еще и папка-другая с десятками листов. Благо графику легче перевозить, чем более монументальные произведения. Да и в принципе сложилось впечатление, что это «легкий» формат и концептуально, и художники чувствуют себя в нем гораздо свободнее.

Гостей и зрителей ярмарки ждала и богатая параллельная программа: визиты в студию «Тихая», арт-пространство «Терминал А», мастерские художников, отличные выставки в Арсенале и в Пакгаузах, экскурсия по нижегородскому стрит-арту от главного специалиста в этом вопросе Анны Нистратовой. Какими бы ни были коммерческие итоги ярмарки, ясно, что ее культурная миссия арт-нетворкинга вполне удалась.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+