18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Московские реликвии в Кремле — подлинные и фальшивые

Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряная чарка, якобы изготовленная Петром I. Об этом сообщает гравированная надпись, однако эпиграфические ошибки выдают в ней руку неизвестного мастера XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Музеях Московского Кремля идет выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Целый раздел экспозиции занимают подделки — но никакой сенсации здесь нет, так было задумано

Знаменитый московский коллекционер Павел Карабанов (1767–1851) из 84 лет своей жизни по меньшей мере 50 посвятил собиранию российских древностей для домашнего музея, который вошел в историю под названием «Русский музей П.Ф.Карабанова». Любимых жанров или видов искусства у коллекционера не было, Павел Федорович собирал любые предметы русской старины во всем ее многообразии. Исторические реликвии вроде посуды, принадлежавшей (по преданию) венценосным особам, соседствовали с утварью попроще, порой кустарного производства, редкие портретные гравюры — с тиражным лубком, уникальные монеты и медали — с серийными. Историк и публицист Михаил Погодин рассказывал, что потратил на «беглый осмотр» карабановского музея три часа, настолько богатым было его собрание.

Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.  Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в Музеях Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

Основой коллекции стали семейные реликвии, а источником ее пополнения — аукционы, магазины и меняльные лавки. «В числе прочего Павел Федорович приобрел там немало поддельных предметов», — делится автор концепции и куратор выставки Елена Исаева.

Распространенным явлением была доработка произведений, когда оригинальные предметы дополнялись более поздними элементами: надписями, геральдическими символами, вензелями, призванными придать им историческую значимость. К таким предметам относится, например, серебряная кружка со сценой помолвки царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. «На кружке имеются клейма немецкого мастера Клауса Зюльсена II 1660-х годов, — рассказывает Елена Исаева, — однако композиция повторяет гравюру Антонио Дзукки (1726–1795), перегравированную неизвестным мастером в 1780-х годах. Этот факт заставляет предположить, что оригинальную кружку XVII века позднее доработали с целью придания ей исторической значимости».

Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.  Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г. Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля
Подвеска из медвежьего когтя, окаймленного серебром и золотом, с драгоценными и поделочными камнями принадлежала легендарному князю Якову Кудеярову. Но это не так. Опять подвела надпись с эпиграфическими ошибками. Это XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Серебряный наперсный крест с лазуритом изготовлен в первой половине XIX в., но притворяется как минимум на 200 лет более древним.
Фото: Музеи Московского Кремля
Слева — серебряная чарка из Новгорода, XVII в. Справа — достоверно выполненная копия, предположительно XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля
Этот медный позолоченный медальон создан в XIX в. явно под влиянием медальонов от барм XII–XIII вв., найденных на месте Старой Рязани в 1822 г.
Фото: Музеи Московского Кремля

В XVIII — первой трети XIX века уровень экспертизы серьезно уступал нынешнему, поэтому многие подделки были разоблачены уже позднейшими исследователями. Однако не исключено, что Карабанов осознанно покупал заведомую имитацию. «Среди произведений, отнесенных впоследствии к подделкам, могли оказаться также имитации и реплики древних предметов, созданные ювелирами XVIII–XIX веков, возможно, по заказу самого Павла Федоровича, — предполагает куратор. — Коллекционеры зачастую были заказчиками подобных произведений. Возможно, Карабанов понимал, какой это будет представлять интерес в будущие времена».

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+