18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Филиал Пушкинского музея во Владикавказе наконец получил собственное здание

Дом купцов Киракозова и Оганова во Владикавказе.  Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Дом купцов Киракозова и Оганова во Владикавказе.
Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Планируется, что на ремонт и приспособление исторического дома купцов Киракозова и Оганова уйдет около четырех лет

Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, основанный в 2012 году как часть всероссийской сети Государственного центра современного искусства и с тех пор размещавшийся в различных арендуемых зданиях во Владикавказе, наконец получит собственное постоянное помещение. Об этом рассказала нашему изданию его глава Галина Тебиева.

Недавно директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, посетив Владикавказ, вместе с коллегами осмотрела предложенное ими сооружение и обратилась с просьбой к правительству о его передаче. Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло принял решение о выделении помещения музею. Распоряжение правительства Республики Алания о предоставлении в безвозмездное пользование ГМИИ здания для размещения в нем Северо-Кавказского филиала было подписано 12 марта.

Это двухэтажное здание во Владикавказе по адресу улица Цаголова, 31, общей площадью 527 кв. м, является выявленным объектом культурного наследия, известным под условным названием «Дом купцов Киракозова и Оганова». Долгое время считалось, что до революции в нем размещалась знаменитая Осетинская (Ольгинская) женская гимназия, однако при новейших исследованиях это поставили под сомнение. В последние годы здание пустовало и начало разрушаться.

«Дом купцов Киракозова и Оганова» является выявленным объектом культурного наследия.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Дом купцов Киракозова и Оганова» является выявленным объектом культурного наследия.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Сейчас идет процесс передачи здания, впереди проектные и ремонтные работы. Затем предстоит большая работа по составлению ТЗ на проектирование, само проектирование, реализация ремонтных работ. Мы поставили для себя срок четыре с половиной года, а там как сложится», — уточняет Тебиева. Ремонт и приспособление будут осуществляться за счет средств, привлеченных ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«У филиала наконец появится пространство, соответствующее статусу и возможностям Пушкинского, а во Владикавказе — объект культуры, отвечающий новейшим требованиям музейного экспонирования предметов искусства, в том числе из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина», — добавляет она.

В последнее время Пушкинский музей, получивший сеть филиалов упраздненного ГЦСИ в 2020 году, активизировал предоставление произведений искусства из своих московских фондов региональным отделениям. Однако в каждом городе предметы приходится отбирать исходя из существующих условий экспонирования. Во Владикавказе, в арендованном пространстве на улице Никитина, 22, из-за отсутствия музейного климата можно показывать в основном лишь видео-арт и другие новые медиа. Такова текущая выставка — «Границы сновидений» (до 2 июня), сделанная в рамках программы ГМИИ им. А.С.Пушкина «Медиаокна».

«Новая политика, которую ведет Пушкинский в регионах России, подразумевает более серьезное присутствие музея в тех местах и в тех частях страны, где располагаются его филиалы — Балтийский, Северо-Западный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский. Мы с коллегами в данный момент пересматриваем стратегию развития филиалов. Музею, безусловно, нужны постоянные „места прописки“, стационарные пространства, потому что часть нашей новой политики — организация музейных выставок с включением экспонатов из нашей коллекции. Такие проекты музей проводит на партнерских музейных площадках, но в первую очередь нам важно организовывать подобные выставки именно на „наших местах“», — рассказала нам директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева.

Инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.  Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина
Инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.
Фото: Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

История поисков Северо-Кавказским филиалом своего постоянного обиталища — долгая и драматическая. Еще до его официального основания, в 2011 году, правительством Северной Осетии — Алании по договору безвозмездного срочного пользования музею было передано для нужд филиала здание бывшего выставочного центра «Иртекс», находившееся в исторической части города — в Центральном парке им. К.Л.Хетагурова, любимом месте горожан и приезжих.

Здание находилось в плохом состоянии. По заказу Республики Северная Осетия — Алания была разработана и безвозмездно передана проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания. Архитектурный проект Юрия Аввакумова включал выставочное пространство площадью 1800 кв. м, оборудованное в соответствии с современными техническими требованиями, киноконцертный зал, книжный магазин, помещение для занятий с детьми, фонотеку, медиатеку, студию звукозаписи, видео- и фотостудию, летний кафетерий. Реализация данного проекта предусматривалась за счет средств федерального бюджета. В октябре 2013 года ГЦСИ по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации осуществил первый этап работ по капитальному ремонту, а в 2014 году в связи с отсутствием финансирования дальнейшая реализация проекта была остановлена. В 2018 году уже новый состав правительства республики расторг договор в одностороннем порядке. Руинированное здание было снесено, на его месте в последние годы располагается клумба. Этой весной именно на этом месте символично разместилась инсталляция одной из участниц проводимой филиалом подростковой арт-резиденции Alanica Teens.

Новость из Владикавказа — не первое хорошее известие о развитии региональной сети Пушкинского, которой с апреля вместо Анны Гор занимается Диана Краузе. В сентябре 2023 года стало известно, что Сибирский филиал музея разместится в бывшем Доме офицеров Томска, который вскоре уйдет на реставрацию.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+