18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Питер Пауль Рубенс в роли толкователя «силеновой истины»

Питер Пауль Рубенс. «Спящий Силен». Фрагмент. Фото: Akademie der bildenden Künste Wien
Питер Пауль Рубенс. «Спящий Силен». Фрагмент.
Фото: Akademie der bildenden Künste Wien
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Великий фламандский живописец стал главным героем книги Моргана Мейса «Пьяный Силен». Но не стоит ждать от этого труда нового исследования биографии художника или искусствоведческого разбора его картин: Рубенс лишь повод поговорить о смысле жизни

Легко представить себе читателя, который берется за какую-нибудь книгу просто так, от нечего делать, «чтобы не скучать в троллейбусе». Несколько сложнее вообразить писателя, взявшегося за перо с той же самой мотивацией. Вернее, как раз при полном ее отсутствии. Однако перед нами вроде бы именно этот случай. Нью-йоркский литератор и преподаватель философии Морган Мейс уже в предисловии к книге «Пьяный Силен» прямо сообщает, что все вышло едва ли не случайно и, можно сказать, от скуки. Пояснив, как и почему он оказался однажды в Антверпене (спойлер: сопровождал жену в длительной командировке), Мейс далее пишет: «Я вспомнил, что Антверпен помимо прочего — это город Питера Пауля Рубенса. От этой мысли я впал в раздражение, поскольку Рубенс мне был абсолютно не интересен. Я даже не испытывал к нему неприязни — мне было просто плевать. Моей следующей мыслью было: „Напишу-ка я книжку про Рубенса“».

Морган Мейс. «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности» / Пер. с англ. А.Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 224 с.
Морган Мейс. «Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности» / Пер. с англ. А.Зыгмонта. М.: Индивидуум, 2024. 224 с.

Морган Мейс мог бы, конечно, и скрыть от нас свое легкомыслие, но тогда это была бы другая книга. Или, скорее, ее совсем бы не было. Потому что вступительное признание автора — это заявка на весь последующий формат. О чем он и спешит известить читателя: «Писать про Рубенса оказалось приятно, поскольку ограниченный объем интереса позволил мне сосредоточиться на выработке нового способа писать об искусстве — во всяком случае нового для меня». Мейс хотел сделать свой стиль «веселым и странным», и получилось ровно так. «Пьяный Силен» — веселая и странная книжка. Почти не биографическая и совершенно не научная, но отнюдь не безалаберная.

Вообще-то она даже не совсем про Рубенса, то есть не про него одного. Если явление теней отца и матери художника можно объяснить хотя бы родственной связью между ними троими, то внедрение Фридриха Ницше, превращенного волею автора в еще одного главного героя, иному читателю покажется не очень уместным. И напрасно покажется: Ницше вполне уместен, он на свой лад развивает дионисийскую тему, обозначенную в заглавии книги. «Пьяный Силен» — знаменитая картина Рубенса, и тот же персонаж, наставник и спутник Диониса, возникает у Ницше в его труде «Рождение трагедии из духа музыки». Художник и философ трактуют фигуру Силена отчасти сходно, но не одинаково; это одна из интриг, сплетенных Мейсом.

Питер Пауль Рубенс. «Пьяный Силен». Фото: Alte Pinakothek
Питер Пауль Рубенс. «Пьяный Силен».
Фото: Alte Pinakothek

Еще на страницах его книги встречаются Агамемнон, Сократ, Тициан, Вильгельм Оранский, Рихард Вагнер — да много кто встречается! Однако здесь нет карнавального постмодернизма, как можно заподозрить. Мейс что-то домысливает, выдвигает гипотезы, сопрягает эпохи, но не фантазирует напропалую. Как-никак университетский профессор. Хотя от этой роли он увиливает что есть сил. Ироническая легкость, почти уличный сленг — те инструменты, с помощью которых он намеренно снижает пафос и избавляется от показной учености. Ему любопытно, что было на самом деле у всех у них на уме и на сердце: у древних греков, у фламандского живописца, у немецкого философа-имморалиста (Мейс называет Ницше «отбитым», но не перестает им интересоваться).

Подобное любопытство выводит автора на рассуждения об исторических судьбах Европы и даже о смысле жизни — в свете пресловутой «силеновой истины», возглашающей отсутствие такового смысла. Это во многом горькие рассуждения, несмотря на элементы фарса. К Рубенсу и его живописи Мейс периодически возвращается именно в таком контексте — чтобы рассказать, например, как «художник познаёт трещины в реальности» (так называется одна из финальных глав).

Питер Пауль Рубенс. «Спящий Силен». Фрагмент. Фото: Akademie der bildenden Künste Wien
Питер Пауль Рубенс. «Спящий Силен». Фрагмент.
Фото: Akademie der bildenden Künste Wien

В том «новом способе писать об искусстве», который обещан в предисловии, есть что-то от манеры грустного клоуна. Ареной ему служит история цивилизации, а реквизитом — мифология, философия, живопись. Это, конечно, эссеистика, а не исследование, но эссеистика со сквозными сюжетами и общей канвой. При таком раскладе Рубенс у Моргана Мейса прежде всего прорицатель потаенных смыслов дионисийства. Только не безжалостный прорицатель, как Ницше, а сочувственный ко всем: и к богам, и к людям. И значит, лучше и больше понимающий.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
4
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+