18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Самый яркий период в советской фотографии — от а до я

Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Николай Кулешов. «Строй военных». 1930-е.
Фото: Центр визуальной культуры Béton
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Авторов выстроили по алфавиту: на примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки «Алфавит» стремятся показать все разнообразие советской фотографии 1920–1930-х годов

На примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки стремятся показать все разнообразие советской довоенной фотографии.

Структура экспозиции — это не просто от а до я самого яркого периода истории отечественной фотографии. Авторы действительно выстроены по алфавиту с целью продемонстрировать их равенство перед историей. Кроме того, такая концепция отсылает к Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, которая прошла в здании ГМИИ им. А.С.Пушкина осенью 1937 года и также представляла работы советских фотографов в алфавитном порядке. Та выставка демонстрировала триумф соцреализма, и новый проект предлагает задуматься, чем стала для фотографии того времени необходимость «исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». «Характерной особенностью этого периода фотографии является становление советского репортажа на фоне смен разных течений, например пикториализма, и развития новых визуальных средств фотографии в рамках авангарда, — отмечает куратор выставки Алексей Логинов, историк фотографии, арт-директор ЦВК Béton. — Мы не ставили перед собой цель провести анализ и оценить вклад того или иного автора в советскую фотографию, а хотели показать ее как можно полнее».

Леонид Шокин. «Артельщицы». Фото: Центр визуальной культуры Béton
Леонид Шокин. «Артельщицы».
Фото: Центр визуальной культуры Béton

Если учесть, насколько короток в историческом смысле рассматриваемый период, практически все фотографы успевали за годы карьеры поработать в самых разных стилях. Например, на выставке покажут и пикториалистическую работу Александра Родченко, и его конструктивизм.

На создание полной картины фотографии того времени работает и решение представлять не только известнейших мастеров, как упомянутый Родченко, Аркадий Шайхет или Борис Игнатович, но и гораздо менее известные имена. Среди них, например, Борис Кудояров, начинавший со съемки спортивных соревнований и позже запечатлевший все 900 дней блокады Ленинграда; Федор Кислов, снимавший советских государственных деятелей; Николай Свищов-Паола, мастер-пикториалист, относящийся к предыдущему поколению и в 1920-е нашедший применение своему стремлению к живописности в съемке актеров и сцен из спектаклей. Здесь также представлен снимок почти забытого Сергея Шиманского, опубликованный в свое время в альбоме «Советская фотография», выпущенном для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Особое место занимает фото советского фотокорреспондента Роберта Диамента, которое Эдвард Стайхен, один из самых знаменитых фотографов ХХ века, отобрал для своего эпохального проекта 1955 года «Род человеческий» (выставка включала 503 фотографии из 68 стран и была показана в СССР в 1959 году).

Владислав Микоша. «На корте». 1936. Фото: Центр визуальной культуры Béton
Владислав Микоша. «На корте». 1936.
Фото: Центр визуальной культуры Béton

К проекту приурочен выход альбома, зримо демонстрирующего, какими острыми дискуссиями слом направлений сопровождался в профессиональной среде: все персоналии сопровождены цитатами из журнала «Советское фото». 

Центр визуальной культуры Béton
«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+