18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Средневековой башне Гаризенда в Болонье не дадут упасть

Еще в конце 2022 года местные власти приняли решение огородить башню, поскольку датчики показывают, что конструкция, веками кренившаяся на юго­восток, начала отклоняться на юг. Фото: Bompani Fabio/Wikimedia
Еще в конце 2022 года местные власти приняли решение огородить башню, поскольку датчики показывают, что конструкция, веками кренившаяся на юго­восток, начала отклоняться на юг.
Фото: Bompani Fabio/Wikimedia
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Исторический центр Болоньи трудно представить себе без двух башен, стоящих рядом. Одна из них еще столетия назад существенно отклонилась от вертикали. После ряда исследований власти города пришли к выводу: Гаризенду пора спасать

Частные компании пожертвовали более €2 млн на спасение падающей башни Гаризенда в Болонье — 48-метрового памятника средневековой архитектуры. Внушительная сумма пожертвования отражает тренд среди частных компаний, все чаще направляющих средства на реставрацию и укрепление ветхих объектов культурного наследия Италии.

Башня Гаризенда стоит в историческом центре Болоньи рядом с 97-метровой башней Азинелли. Последняя тоже имеет небольшое отклонение от вертикали (1,3 градуса), но наклон Гаризенды существенно больше — около 4 градусов. Эту башню упоминали Данте в «Божественной комедии» и Чарльз Диккенс в «Картинах Италии». Она была возведена в 1110-е годы и уже в скором времени начала крениться из-за проседания почвы. В середине XVI столетия пришлось даже несколько уменьшить ее высоту, чтобы снизить угрозу обрушения. Тем не менее башня Гаризенда до сих пор пользуется популярностью у итальянцев и туристов. Мэр Болоньи Маттео Лепоре говорит, что она входит в число неотъемлемых элементов, составляющих уникальный облик города.

Башня Гаризенда стоит в историческом центре Болоньи рядом с 97­метровой баш­ней Азинелли. Фото: Vanni Lazzari/Wikimedia
Башня Гаризенда стоит в историческом центре Болоньи рядом с 97­метровой баш­ней Азинелли.
Фото: Vanni Lazzari/Wikimedia

Еще в конце 2022 года местные власти приняли решение огородить башню, поскольку датчики показывают, что конструкция, веками кренившаяся на юго-восток, начала отклоняться на юг. Сейчас Гаризенда закрыта для посещения. По словам Лепоре, проект ее укрепления и реставрации, «весьма вероятно», обойдется в €20 млн.

Чтобы собрать необходимую сумму, местный совет недавно запустил соответствующую кампанию, воспользовавшись государственной программой Art Bonus. Инициированная Министерством культуры Италии, она предлагает меценатам налоговые льготы в размере 65%. В числе десятка компаний, уже присоединившихся к инициативе, болонский производитель изделий из кожи Piquadro и местный дистрибьютор спортивной одежды Macron. Каждый из благотворителей пожертвовал по €100 тыс.

«Сохранить Гаризенду очень важно, особенно учиты­вая, что из 100 башен средневековой Боло­ньи до нас дошло всего 24», — подчеркнул мэр Болоньи Маттео Лепоре. Фото: Cmglee/Wikimedia
«Сохранить Гаризенду очень важно, особенно учиты­вая, что из 100 башен средневековой Боло­ньи до нас дошло всего 24», — подчеркнул мэр Болоньи Маттео Лепоре.
Фото: Cmglee/Wikimedia

Сбор городского совета значительно продвинулся благодаря €5-миллионному взносу из бюджета региона Эмилия-Романья и еще €5 млн, которые государство передало из средств, выделенных Италии в рамках программы ЕС по восстановлению после пандемии коронавируса. «Сохранить Гаризенду очень важно, особенно учитывая, что из 100 башен средневековой Болоньи до нас дошло всего 24», — подчеркнул Лепоре.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+