18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями

Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже. Фото: TAN
Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже.
Фото: TAN

Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле

Более 100 произведений, атрибутируемых кисти знаменитых русских авангардистов, были изъяты французскими судебными приставами из арт-лаборатории в Париже. Это случилось в феврале, сообщил адвокат коллекционера, у которого изъятые картины, как предполагается, были украдены ранее. Изъятие произошло по судебному иску коллекционера.

Юрист международной фирмы Dentons во Франкфурте представляет интересы Усмана Хатиба, коллекционера, бизнесмена и инвестора палестинского происхождения, проживающего в Израиле. По словам адвоката, стоимость конфискованных работ оценивается в более чем €100 млн. Среди них полотна, приписываемые Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу.

В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом. Фото: TAN
В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом.
Фото: TAN

Кто именно поместил эти картины в лабораторию, не сообщается, однако известно, что в 2019 году они были украдены со склада Хатиба в Висбадене. The Art Newspaper ознакомилась с подтверждающими это немецкими судебными документами.

Рейд в Париже последовал за аналогичной операцией на складе во Франкфурте в прошлом году, когда судебные приставы конфисковали сотни произведений искусства, которые, по словам представителей Хатиба, были у него украдены ранее. Адвокат не назвал точную цифру, но сообщил, что в общей сложности было обнаружено «несколько сот» работ.

Задержание нынешнего года — всего лишь один из эпизодов этой запутанной истории, подробности которой изложены на сайте компании LitFin, нанятой коллекционером.

Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Фото: TAN
Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда.
Фото: TAN

Все началось с того, что в 2015 году Усман Хатиб стал клиентом израильского арт-дилера Ицхака Заруга, владевшего галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Хатиб приобрел 49% его коллекции — 871 работу. На тот момент Заруг и его деловой партнер Моез бен Хазаз были арестованы: в июне 2013 года их обвинили в продаже поддельных картин. Собрание из 1,8 тыс. произведений было изъято и подвергнуто экспертизе. Судебное дело закончилось успешно для дилеров: в итоге в обвинение включили лишь 19 подделок и в 2018 году галеристы были освобождены, отсидев небольшие сроки и выплатив штрафы.

Усмана Хатиба не отпугнула ни эта история, ни сомнительная репутация галереи SMZ среди знатоков русского авангарда в целом. После того как суд закончился снятием обвинений в подделке с заменой его на обвинение в фальсификации провенанса, в 2019 году 1,8 тыс. произведений искусства были возвращены в галерею. Коллекционер забрал свою половину собрания и поместил на склад, откуда работы вскоре были похищены.

Некоторое время семья Хатиба вела переговоры о возвращении картин, однако безрезультатно. Произведения начали появляться на аукционах в Израиле и Франции, в частности на Ruellan Auction и Hammersite (где 21 ноября 2023 года было выставлено 38 работ, провенансом которых была указана коллекция Перл и которые, по словам Хатибов, на самом деле принадлежали им).

Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией. Фото: TAN
Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией.
Фото: TAN

Сын Усмана Хатиба Кастро Бен Леон Лоренс Джайюси, возглавивший семейный «крестовый поход» за возвращение работ, сообщил, что пытался договориться с предполагаемым вором, но безрезультатно, и в итоге Хатибы обратились к властям. В прошлом году Высший региональный суд Франкфурта вынес постановление, разрешающее судебным приставам конфисковывать произведения, принадлежащие Хатибу. Результатом этого постановления и стал обыск в Париже. Рейд в столице Франции, в рамках этой же истории, был санкционирован французским судьей.

Адвокаты Хатиба также связались с аукционными домами во Франции и Израиле, продававшими украденные работы.

В подлинности русского авангарда из висбаденской галереи семья Хатиба не сомневается, считая, что стоимость этих произведений оценивается в сотни миллионов долларов.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+