18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями

Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже. Фото: TAN
Картина без названия, приписываемая Наталье Гончаровой, является одной из работ, которые, как сообщается, были изъяты в Париже.
Фото: TAN

Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле

Более 100 произведений, атрибутируемых кисти знаменитых русских авангардистов, были изъяты французскими судебными приставами из арт-лаборатории в Париже. Это случилось в феврале, сообщил адвокат коллекционера, у которого изъятые картины, как предполагается, были украдены ранее. Изъятие произошло по судебному иску коллекционера.

Юрист международной фирмы Dentons во Франкфурте представляет интересы Усмана Хатиба, коллекционера, бизнесмена и инвестора палестинского происхождения, проживающего в Израиле. По словам адвоката, стоимость конфискованных работ оценивается в более чем €100 млн. Среди них полотна, приписываемые Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу.

В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом. Фото: TAN
В парижской лаборатории была изъята картина без названия, приписываемая Казимиру Малевичу, на которой изображены три человека перед домом.
Фото: TAN

Кто именно поместил эти картины в лабораторию, не сообщается, однако известно, что в 2019 году они были украдены со склада Хатиба в Висбадене. The Art Newspaper ознакомилась с подтверждающими это немецкими судебными документами.

Рейд в Париже последовал за аналогичной операцией на складе во Франкфурте в прошлом году, когда судебные приставы конфисковали сотни произведений искусства, которые, по словам представителей Хатиба, были у него украдены ранее. Адвокат не назвал точную цифру, но сообщил, что в общей сложности было обнаружено «несколько сот» работ.

Задержание нынешнего года — всего лишь один из эпизодов этой запутанной истории, подробности которой изложены на сайте компании LitFin, нанятой коллекционером.

Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Фото: TAN
Арт-дилер Ицхак Заруг, владевший галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда.
Фото: TAN

Все началось с того, что в 2015 году Усман Хатиб стал клиентом израильского арт-дилера Ицхака Заруга, владевшего галереей SMZ в Висбадене и 1,8 тыс. произведениями русского авангарда. Хатиб приобрел 49% его коллекции — 871 работу. На тот момент Заруг и его деловой партнер Моез бен Хазаз были арестованы: в июне 2013 года их обвинили в продаже поддельных картин. Собрание из 1,8 тыс. произведений было изъято и подвергнуто экспертизе. Судебное дело закончилось успешно для дилеров: в итоге в обвинение включили лишь 19 подделок и в 2018 году галеристы были освобождены, отсидев небольшие сроки и выплатив штрафы.

Усмана Хатиба не отпугнула ни эта история, ни сомнительная репутация галереи SMZ среди знатоков русского авангарда в целом. После того как суд закончился снятием обвинений в подделке с заменой его на обвинение в фальсификации провенанса, в 2019 году 1,8 тыс. произведений искусства были возвращены в галерею. Коллекционер забрал свою половину собрания и поместил на склад, откуда работы вскоре были похищены.

Некоторое время семья Хатиба вела переговоры о возвращении картин, однако безрезультатно. Произведения начали появляться на аукционах в Израиле и Франции, в частности на Ruellan Auction и Hammersite (где 21 ноября 2023 года было выставлено 38 работ, провенансом которых была указана коллекция Перл и которые, по словам Хатибов, на самом деле принадлежали им).

Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией. Фото: TAN
Картина Казимира Малевича «Супрематизм» (1915-1916) также была изъята полицией.
Фото: TAN

Сын Усмана Хатиба Кастро Бен Леон Лоренс Джайюси, возглавивший семейный «крестовый поход» за возвращение работ, сообщил, что пытался договориться с предполагаемым вором, но безрезультатно, и в итоге Хатибы обратились к властям. В прошлом году Высший региональный суд Франкфурта вынес постановление, разрешающее судебным приставам конфисковывать произведения, принадлежащие Хатибу. Результатом этого постановления и стал обыск в Париже. Рейд в столице Франции, в рамках этой же истории, был санкционирован французским судьей.

Адвокаты Хатиба также связались с аукционными домами во Франции и Израиле, продававшими украденные работы.

В подлинности русского авангарда из висбаденской галереи семья Хатиба не сомневается, считая, что стоимость этих произведений оценивается в сотни миллионов долларов.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+