18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Вне модернизма»: Георгий Франгулян на фоне эпохи

Георгий Франгулян в своей мастерской. Фото: Skira
Георгий Франгулян в своей мастерской.
Фото: Skira
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Монография о творческом пути известного московского скульптора, написанная американцем Клэйтоном Прессом, предлагает рассматривать Франгуляна в качестве человека, который осваивает «неисследованные потенциалы модернистского проекта»

Скульпторы-монументалисты всегда составляли особый цех — привилегированный и вместе с тем уязвимый, крайне зависимый от внешних обстоятельств. Это занятие для людей с высокой стрессоустойчивостью и хорошей договороспособностью. Надо уметь находить общий язык с заказчиками, без которых профессия эта в принципе невозможна, и стойко переносить критику, исходящую от кого угодно: от начальства, от журналистов с блогерами, от обычных прохожих. Угодить всем сразу не получается никогда и ни у кого — разве что по прошествии времени, если повезет.

Московский скульптор Георгий Франгулян, получивший широкую известность уже в постсоветское время, начинал работать на рубеже 1960–1970-х годов, и это значит, что фактически монопольным заказчиком для него и всех коллег долгое время оставалось советское государство. Тот заказ имел свою идеологическую специфику, отринуть которую было нельзя, но можно было образно интерпретировать. Чем и определялось лицо художника. Индивидуальная манера Франгуляна берет начало именно из тогдашних «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть; адекватно описать его творческий путь не вый­дет, если не учитывать былые реалии.

Clayton Press, with contributions Ruth Addison and Valentin Diaconov. Georgy Frangulyan. Off-Modern. Skira.  220 с., ил.
Clayton Press, with contributions Ruth Addison and Valentin Diaconov. Georgy Frangulyan. Off-Modern. Skira. 220 с., ил.

Примерно такую задачу и поставил перед собой американский искусствовед Клэйтон Пресс, взявшись за монографический труд об этом скульпторе. Во вступительных главах англоязычного альбома Georgy Frangulyan. Off-Modern он не просто рассказал о биографии своего героя, но встроил ее в подобие панорамы общественно-политической жизни Советского Союза. И это, пожалуй, наименее удачные фрагменты книги, потому что контекст, в который помещена фигура ваятеля — сначала будущего, потом действующего, обрисован порой уж слишком приблизительно, а порой не точно в деталях. Читатель, рожденный в СССР, вряд ли воспримет эти описания как достоверный портрет страны, которую он помнит хотя бы смутно. Тем не менее биографическая канва возникает и постепенно наполняется художественной фактурой. Представлены и охарактеризованы основные работы Франгуляна за десятилетия — это все же главное в альбоме.

Необходимо сказать несколько слов о теоретическом подходе, которым пользуется Клэйтон Пресс, и заодно объяснить название монографии. Термин Off-Modern («вне модернизма») позаимствован у Светланы Бойм (1959–2015) — уроженки Ленинграда, профессора Гарвардского университета, независимой медиахудожницы. Ее даже можно назвать косвенным соавтором книги, пусть и ничего о ней не знавшим (к слову, участниками издательского проекта значатся также Рут Эддисон и Валентин Дьяконов, написавшие каждый свое предисловие и в какой-то мере содействовавшие Клэйтону Прессу в процессе работы). Так вот, Светлана Бойм цитируется чрезвычайно обильно; ее концепция во многом определила содержание альбома. Если совсем коротко — здесь рассмотрены «обходные пути по неисследованным потенциалам модернистского проекта», в применении к Георгию Франгуляну, конечно.

Ин­дивидуальная манера Фран­гуляна берет начало из  «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть. Фото: Skira
Ин­дивидуальная манера Фран­гуляна берет начало из «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть.
Фото: Skira

Представляется, что для него переход от советской модели существования к постсоветской не был столь травматичным, как для многих других художников, особенно монументалистов. Хотя бы потому, что его пластическое и метафорическое мышление не потребовало радикальной, насильственной трансформации: что внутренне вызрело в прежние времена, то и продолжало эволюционировать в дальнейшем. В его случае «вне модернизма» означает еще и «вне сиюминутной моды», и даже в определенном смысле «вне конъюнктуры» (хотя, разумеется, востребованных монументалистов совсем уж вне конъюнктуры не бывает).

Созданные им памятники Иосифу Бродскому, Булату Окуджаве, Дмитрию Шостаковичу, императрице Елизавете Петровне или, допустим, Евгению Примакову объединяет не какая-то государственническая сверхидея, не одинаковый пиетет перед любым великим человеком, а как раз отдельность, автономность, собственная выразительность и пространственность каждого произведения. Этого недостаточно, чтобы нравилось всем, но необходимо, чтобы претендовать на значимость для истории искусства. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+