18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Вне модернизма»: Георгий Франгулян на фоне эпохи

Георгий Франгулян в своей мастерской. Фото: Skira
Георгий Франгулян в своей мастерской.
Фото: Skira
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Монография о творческом пути известного московского скульптора, написанная американцем Клэйтоном Прессом, предлагает рассматривать Франгуляна в качестве человека, который осваивает «неисследованные потенциалы модернистского проекта»

Скульпторы-монументалисты всегда составляли особый цех — привилегированный и вместе с тем уязвимый, крайне зависимый от внешних обстоятельств. Это занятие для людей с высокой стрессоустойчивостью и хорошей договороспособностью. Надо уметь находить общий язык с заказчиками, без которых профессия эта в принципе невозможна, и стойко переносить критику, исходящую от кого угодно: от начальства, от журналистов с блогерами, от обычных прохожих. Угодить всем сразу не получается никогда и ни у кого — разве что по прошествии времени, если повезет.

Московский скульптор Георгий Франгулян, получивший широкую известность уже в постсоветское время, начинал работать на рубеже 1960–1970-х годов, и это значит, что фактически монопольным заказчиком для него и всех коллег долгое время оставалось советское государство. Тот заказ имел свою идеологическую специфику, отринуть которую было нельзя, но можно было образно интерпретировать. Чем и определялось лицо художника. Индивидуальная манера Франгуляна берет начало именно из тогдашних «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть; адекватно описать его творческий путь не вый­дет, если не учитывать былые реалии.

Clayton Press, with contributions Ruth Addison and Valentin Diaconov. Georgy Frangulyan. Off-Modern. Skira.  220 с., ил.
Clayton Press, with contributions Ruth Addison and Valentin Diaconov. Georgy Frangulyan. Off-Modern. Skira. 220 с., ил.

Примерно такую задачу и поставил перед собой американский искусствовед Клэйтон Пресс, взявшись за монографический труд об этом скульпторе. Во вступительных главах англоязычного альбома Georgy Frangulyan. Off-Modern он не просто рассказал о биографии своего героя, но встроил ее в подобие панорамы общественно-политической жизни Советского Союза. И это, пожалуй, наименее удачные фрагменты книги, потому что контекст, в который помещена фигура ваятеля — сначала будущего, потом действующего, обрисован порой уж слишком приблизительно, а порой не точно в деталях. Читатель, рожденный в СССР, вряд ли воспримет эти описания как достоверный портрет страны, которую он помнит хотя бы смутно. Тем не менее биографическая канва возникает и постепенно наполняется художественной фактурой. Представлены и охарактеризованы основные работы Франгуляна за десятилетия — это все же главное в альбоме.

Необходимо сказать несколько слов о теоретическом подходе, которым пользуется Клэйтон Пресс, и заодно объяснить название монографии. Термин Off-Modern («вне модернизма») позаимствован у Светланы Бойм (1959–2015) — уроженки Ленинграда, профессора Гарвардского университета, независимой медиахудожницы. Ее даже можно назвать косвенным соавтором книги, пусть и ничего о ней не знавшим (к слову, участниками издательского проекта значатся также Рут Эддисон и Валентин Дьяконов, написавшие каждый свое предисловие и в какой-то мере содействовавшие Клэйтону Прессу в процессе работы). Так вот, Светлана Бойм цитируется чрезвычайно обильно; ее концепция во многом определила содержание альбома. Если совсем коротко — здесь рассмотрены «обходные пути по неисследованным потенциалам модернистского проекта», в применении к Георгию Франгуляну, конечно.

Ин­дивидуальная манера Фран­гуляна берет начало из  «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть. Фото: Skira
Ин­дивидуальная манера Фран­гуляна берет начало из «заданных обстоятельств», от которых следовало ускользнуть.
Фото: Skira

Представляется, что для него переход от советской модели существования к постсоветской не был столь травматичным, как для многих других художников, особенно монументалистов. Хотя бы потому, что его пластическое и метафорическое мышление не потребовало радикальной, насильственной трансформации: что внутренне вызрело в прежние времена, то и продолжало эволюционировать в дальнейшем. В его случае «вне модернизма» означает еще и «вне сиюминутной моды», и даже в определенном смысле «вне конъюнктуры» (хотя, разумеется, востребованных монументалистов совсем уж вне конъюнктуры не бывает).

Созданные им памятники Иосифу Бродскому, Булату Окуджаве, Дмитрию Шостаковичу, императрице Елизавете Петровне или, допустим, Евгению Примакову объединяет не какая-то государственническая сверхидея, не одинаковый пиетет перед любым великим человеком, а как раз отдельность, автономность, собственная выразительность и пространственность каждого произведения. Этого недостаточно, чтобы нравилось всем, но необходимо, чтобы претендовать на значимость для истории искусства. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+