18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Наши люди на балконах просто так не прохлаждаются

Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996. Фото: Мультимедия Арт Музей
Сергей Борисов. «Сосед. Москва». 1996.
Фото: Мультимедия Арт Музей
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Книгу Алины Моисеевой «Балконы: почему они у нас такие», выпущенную Музеем современного искусства «Гараж», можно считать исследованием, но исследованием особого рода — скорее литературно-художественным, нежели научным

Книга «Балконы: почему они у нас такие» Алины Моисеевой, выпущенная издательством музея «Гараж», соединяет жанры исследования и художественного проекта. Алина Моисеева — исследовательница широкого профиля, психолог и антрополог, но еще и просто писатель. Человек, умеющий увлечь читателя вроде бы непритязательными наблюдениями о довольно прозаических вещах, искусно втянуть в ход своих рассуждений, соблазнить интересными фактами и цифрами, расположить к себе приятной полудневниковой интонацией («я ехала в поезде по МЦК, за окном темнело»), воспоминаниями о детстве, рассказами и даже сказками. В результате, начав читать о постсоветских балконах, в конце обнаруживаешь, что это все не только о них, но и о психологии, и, главное, о нашем ощущении пространства: как мы его воспринимаем и как мы себя в нем позиционируем.

Больше всего «Балконы» напоминают «мудборд» — доску, на которую прикнопливаются заметки, цитаты, зарисовки, схемы, картиночки по той или иной теме. Издатели назвали их «книгой-выставкой» и предложили читать (или смотреть) с любого места. Потому что этот коллаж разнородной информации на 300 страниц состоит не только из множества маленьких текстов, иногда буквально по абзацу, но и из множества картинок. Трудно представить себе другое издание, где на одном развороте соседствовали бы «Портрет детей Волконских с арапом» Карла Брюллова и «Москва трудовая» советского живописца Эдуарда Браговского.

Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975. Фото: Государственный Русский музей
Эдуард Браговский. «Москва тудовая». 1974-1975.
Фото: Государственный Русский музей

Каждое произведение автор книги анализирует с точки зрения своего предмета исследования, и часто этот взгляд на искусство выглядит совсем не тривиальным. Так, в одном ряду могут рассматриваться фотография Даниила Хармса на балконе «Дома книги» в Ленинграде, картина «Большевик» Бориса Кустодиева и фотография «Акробат (Олег Газманов)» Сергея Борисова, снявшего в начале 1990-х популярного певца между ног «Рабочего и колхозницы» (тут автору важна игра с масштабом фигур). В другой главе, «Бульвары и диагонали», прочерчивается целая «линия Кайботта», идущая от картины Гюстава Кайботта «Балкон. Бульвар Османа» к многочисленным фото и картинам с похожей диагональной композицией, которую задают перила балкона и которая, по мысли Алины Моисеевой, символизирует определенный эмоциональный тип созерцания. Вообще, тема «вида» как особой ценности тоже одна из важных в книге.

Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.  Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Андрей Карелин. «Игра в жмурки». 1870-е.
Фото: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Естественно, значительную часть иллюстраций составляют снимки хрущевок и прочей массовой архитектуры постсоветского пространства, получившей своеобразие в виде усовершенствованных балконов. Уже в 1990-е они стали манифестом индивидуального вкуса и творчества жильцов, что выразилось прежде всего в их повальном остеклении и перестройке, созвучной политическим переменам (в СССР до 1983 года всякая отсебятина запрещалась). «Разные балконы, одинаковые дома» — так названа одна из глав. В отличие от эстетов, которых коробит от одного взгляда на эту самодеятельность, автор пытается понять, какими нуждами и мечтами она была вызвана. Проинтервьюированы десятки людей, и их рассказы о причудах балконной жизни вошли в книгу. Проанализировано с этих позиций несколько популярных фильмов, в том числе «Покровские ворота» и «Маленькая Вера», и пара авангардных спектаклей.

Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен». Фото: Дарья Лапина
Валерий и Виталий Либы. «Веранда. Гобелен».
Фото: Дарья Лапина

Кажется, нет такой опции в применении балконов — от хранилища хлама, фермы и сада до места для секса, зарядки и медитации, которую бы не рассмотрела исследовательница. Сделала она это еще и с запасом (если пользоваться терминологией «остеклителей», произвела «выносное расширение» темы в другие области). Сама книга оставляет впечатление такого интеллектуального балкона: вроде бы что-то необязательное, но почитать приятно — как выйти подышать воздухом. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+