18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Россия предоставила свой павильон на Венецианской биеннале команде из Боливии

Второй раз подряд пропуская участие в биеннале, Российская Федерация пустила в свое пространство художников из Латинской Америки с проектом о равенстве и братстве

Павильон России в садах Джардини, построенный по проекту Алексея Щусева и открытый в 1914 году, на будущей биеннале предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией, сообщает итальянское издание Il Giornale dell'arte.

Боливия собственного национального павильона в Венеции не имеет. Так, в 2022 году ее экспозиция проходила в пространстве Artspace4rent, Cannaregio 4120 — Fondamenta Sant'Andrea.

Помимо Боливии, в экспозиции примут участие другие страны Южной Америки, так что павильон в итоге временно именуется Южноамериканским. Его куратором стал боливийский министр культуры, деколонизации и депатриархализации Эсперанса Гевара, а комиссаром — заместитель министра Хуан Карлос Кордеро Нина.

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Фото: Biennale di Venezia
Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки.
Фото: Biennale di Venezia

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») и пройдет с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Его основная идея — послание о братстве, радости, общности намерений и равенстве. Как заявляет куратор и министр Гевара, «эта выставка — важная возможность задать себе вопросы и найти ответы о том, как расширить наш кругозор для всех, с юга на север, с востока на запад, без дискриминации». Благодаря этому пространству и выставке в нем Боливия получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами и, что не менее важно, влиянием древних культур в современном искусстве. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», — пишет итальянский коллега.

Взаимоотношения России с Боливией в настоящий момент достаточно теплые, известно, что президент Боливии Луис Арсе планирует приехать в Россию в 2024 году: «У меня было несколько телефонных разговоров с президентом Путиным. Он меня пригласил посетить Россию», — говорил он в интервью РИА Новости в августе 2023 года.

Напомним, что Россия второй раз пропустит участие в биеннале. Решение о закрытии павильона России было принято после того, как за два месяца до открытия мероприятия в апреле 2022 года художники павильона России Кирилл Савченков и Александра Сухарева, а также его куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в проекте. Вслед за этим было опубликовано и официальное заявление: «Команда павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. <…> Павильон РФ не сможет принять участие в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». При этом организаторы биеннале прокомментировали исчезновение России из числа участников биеннале в 2022 году так: «Решение о закрытии павильона России на 59-й выставке в 2022 году было принято комиссаром и куратором, назначенными министром культуры Российской Федерации, который также заявил, что участия в предстоящей 60-й выставке тоже не будет».

Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией. Фото: Marco Cappelletti
Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией.
Фото: Marco Cappelletti

Построенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева здание в садах Джардини многократно перестраивалось и к XXI веку пришло в запустение. Последняя реконструкция, для которой потребовалось привлечение значительных средств фонда V–A–C, учрежденного российским бизнесменом Леонидом Михельсоном, выдалась особенно масштабной: торжественное открытие павильона состоялось в 2021 году. Куратором российского павильона в том году являлся архитектор Ипполито Пестеллини Лапарелли, а комиссаром — Тереза Иароччи Мавика, гендиректор фонда V–A–C. Из-за ковидных ограничений, однако, в том году экспозиция была увидена малым количеством посетителей.

В конце июня 2021 года министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила, что новым комиссаром павильона России на Венецианской биеннале на ближайшие восемь лет станет соучредительница компании Smart Art Анастасия Карнеева. В декабре того же года, через три недели после открытия пространства «ГЭС-2», Тереза Мавика покинула пост гендиректора фонда V–A–C. В начале 2024 года было объявлено, что фонд V–A–C прекратил аренду венецианского Palazzo delle Zattere, выставочное пространство в котором открыл в 2017 году, и этим пространством, как сообщается на сайте «ГЭС-2», «займется другая культурная институция».

Биеннале 2024 года пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Джардини и Арсенале.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+