18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Россия предоставила свой павильон на Венецианской биеннале команде из Боливии

Второй раз подряд пропуская участие в биеннале, Российская Федерация пустила в свое пространство художников из Латинской Америки с проектом о равенстве и братстве

Павильон России в садах Джардини, построенный по проекту Алексея Щусева и открытый в 1914 году, на будущей биеннале предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией, сообщает итальянское издание Il Giornale dell'arte.

Боливия собственного национального павильона в Венеции не имеет. Так, в 2022 году ее экспозиция проходила в пространстве Artspace4rent, Cannaregio 4120 — Fondamenta Sant'Andrea.

Помимо Боливии, в экспозиции примут участие другие страны Южной Америки, так что павильон в итоге временно именуется Южноамериканским. Его куратором стал боливийский министр культуры, деколонизации и депатриархализации Эсперанса Гевара, а комиссаром — заместитель министра Хуан Карлос Кордеро Нина.

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Фото: Biennale di Venezia
Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки.
Фото: Biennale di Venezia

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») и пройдет с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Его основная идея — послание о братстве, радости, общности намерений и равенстве. Как заявляет куратор и министр Гевара, «эта выставка — важная возможность задать себе вопросы и найти ответы о том, как расширить наш кругозор для всех, с юга на север, с востока на запад, без дискриминации». Благодаря этому пространству и выставке в нем Боливия получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами и, что не менее важно, влиянием древних культур в современном искусстве. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», — пишет итальянский коллега.

Взаимоотношения России с Боливией в настоящий момент достаточно теплые, известно, что президент Боливии Луис Арсе планирует приехать в Россию в 2024 году: «У меня было несколько телефонных разговоров с президентом Путиным. Он меня пригласил посетить Россию», — говорил он в интервью РИА Новости в августе 2023 года.

Напомним, что Россия второй раз пропустит участие в биеннале. Решение о закрытии павильона России было принято после того, как за два месяца до открытия мероприятия в апреле 2022 года художники павильона России Кирилл Савченков и Александра Сухарева, а также его куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в проекте. Вслед за этим было опубликовано и официальное заявление: «Команда павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. <…> Павильон РФ не сможет принять участие в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». При этом организаторы биеннале прокомментировали исчезновение России из числа участников биеннале в 2022 году так: «Решение о закрытии павильона России на 59-й выставке в 2022 году было принято комиссаром и куратором, назначенными министром культуры Российской Федерации, который также заявил, что участия в предстоящей 60-й выставке тоже не будет».

Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией. Фото: Marco Cappelletti
Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией.
Фото: Marco Cappelletti

Построенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева здание в садах Джардини многократно перестраивалось и к XXI веку пришло в запустение. Последняя реконструкция, для которой потребовалось привлечение значительных средств фонда V–A–C, учрежденного российским бизнесменом Леонидом Михельсоном, выдалась особенно масштабной: торжественное открытие павильона состоялось в 2021 году. Куратором российского павильона в том году являлся архитектор Ипполито Пестеллини Лапарелли, а комиссаром — Тереза Иароччи Мавика, гендиректор фонда V–A–C. Из-за ковидных ограничений, однако, в том году экспозиция была увидена малым количеством посетителей.

В конце июня 2021 года министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила, что новым комиссаром павильона России на Венецианской биеннале на ближайшие восемь лет станет соучредительница компании Smart Art Анастасия Карнеева. В декабре того же года, через три недели после открытия пространства «ГЭС-2», Тереза Мавика покинула пост гендиректора фонда V–A–C. В начале 2024 года было объявлено, что фонд V–A–C прекратил аренду венецианского Palazzo delle Zattere, выставочное пространство в котором открыл в 2017 году, и этим пространством, как сообщается на сайте «ГЭС-2», «займется другая культурная институция».

Биеннале 2024 года пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Джардини и Арсенале.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+