18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

100 лет в павильоне

В книге об истории русского присутствия на Венецианской биеннале впервые собраны воедино информация о художниках и кураторах, отзывы прессы, архивные фотографии и просто курьезные факты.

Книга, выпущенная Stella Art Foundation, фондом Стеллы Кесаевой, комиссара российского павильона на двух последних Венецианских биеннале, оказалась не только чрезвычайно полезной — собранного в ней фактического материала больше нигде не найти, — но и интересной. Издание приурочено к 100-летию павильона России в Венеции, которое будет праздноваться в следующем, 2014 году.

Удивительно, однако это иллюстрированное научно-документальное издание читается легко, тем более что большинство текстов здесь коротки: 600 страниц с картинками занимает раздел Хронология. В этом разделе в нескольких абзацах представлен каждый год Венецианской биеннале — с первой 1895 года до последней, пятьдесят пятой, еще идущей. Указана тема каждой биеннале, ее куратор, куратор павильона России, описана его экспозиция, перечислены русские художники, участвовавшие во всех мероприятиях смотра, упомянуты отзывы прессы. Почти за каждым, казалось бы кратким, набором фактов просматривается сюжет с интригой. Так, в 1977 году в Венеции прошла внеплановая биеннале, посвященная неофициальному искусству СССР и стран Восточной Европы. Советские власти, разумеется, ее бойкотировали. «Биеннале диссидентов» выглядела необычно: стремясь показать как можно больше запрещенного искусства, кураторы не только представили работы, вывезенные на Запад, но и фотографии произведений, оставшихся в Советском Союзе. Иногда за скупыми сведениями лишь догадываешься о тайных страстях. Например, в советское время наш павильон не только открывался с опозданием (вечная бюрократическая неорганизованность), но и был забит до отказа: художникам очень хотелось продать побольше работ.

История отечественного присутствия на Венецианской биеннале проанализирована в статьях авторитетнейших искусствоведов и критиков. Фаина Балаховская собрала материалы об обстоятельствах первого появления на биеннале художников из СССР в 1924 году. Задача у молодой советской власти стояла не пропагандировать революционную доктрину, а именно представить русское искусство (живо, не загублено); оказалось, что оно неплохо продавалось. О павильоне СССР в годы холодной войны написал Андрей Ковалев, заметив, что в Венецию привозили художников, подвергавшихся критике, но европейскому зрителю и мастера «сурового стиля» казались конформистами. «В 1920-х и 1930-х годах советский павильон вызывал горячие споры. В 1950-х и в начале 1960-х — как минимум ироническую усмешку. Но потом его просто перестали замечать».

Постсоветскую ситуацию с русскими на венецианском rendez-vous препарирует Екатерина Деготь. Она жестко критикует заблуждения кураторов, журналистов и художников. Досталось всем: комиссару (1995) и куратору (2003) нашего павильона Виктору Мизиано за интеллектуальный снобизм и пренебрежение к художникам, куратору российского проекта на биеннале в Венеции в 2007 и 2009 годах Ольге Свибловой за «аккумулирование зрелищных произведений» и прославление неокапитализма, лично художнику Вадиму Захарову, дважды представлявшему Россию в Венеции в 2001 и 2013 годах, — за «порочную» связь с бизнесом.

Особенно интересными оказались статьи Маттео Бертеле о русских художниках в Венеции до революции и в 1920–1940-х годах. Избегая оценок и тем более обвинений, он рассказывает о том, как на биеннале принимали Илью Репина, о проблемах художников-эмигрантов, которых не могла выставить ни одна страна (у них не было гражданства), о политизированных выставках времен Муссолини. Он же составил первую половину Хронологии; в отличие от второй, там приведены высказывания итальянских критиков о русских художниках, любопытные.

Автору-составителю Николаю Молоку пришлось труднее: он вынужден был приводить в своих статьях того же раздела сведения из советских газет, всегда утверждавших торжество гуманистического искусства над упадническим. Интеллектуально венчает в высшей степени нужную и интересную книгу статья Бориса Гройса об актуальном смысле нынешних биеннале, когда нет политического противостояния идеологий, конфронтации официального и диссидентского искусства, национальных различий тоже нет. Главные люди на биеннале — кураторы, администраторы от искусства. В результате посетитель выставок в национальных павильонах по их организации может судить, как обустроена страна. Неожиданный вывод.

Книга вообще полна удивительных фактов. Например, что высшую награду биеннале только однажды получил русский художник: Борис Кустодиев в 1907 году. Или что — утешайтесь молодые и дерзкие! — с первой попытки не смог попасть в участники биеннале сам Василий Кандинский.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+