18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эмили Каме Нгваррей: еще один повод приехать в Австралию

Эмили Каме Нгваррей. Anmatyerr people, Ntang Dreaming. 1995. Фрагмент. Фото: National Gallery of Australia
Эмили Каме Нгваррей. Anmatyerr people, Ntang Dreaming. 1995. Фрагмент.
Фото: National Gallery of Australia
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Представительница коренного населения континента уже пользуется славой суперзвезды австралийского искусства. Выставки (сейчас в Канберре, а в 2025 году в Тейт в Лондоне) могут сделать из нее художника мирового масштаба

Эмили Каме Нгваррей (1910–1996) родилась в общине аборигенов на севере Австралии. И хотя она создавала рисунки на ткани начиная с 1970-х, внимание к ней привлекла выставка 1988 года, где была показана ее первая картина на холсте — «Женщина эму». Картина была написана мазками, традиционно используемыми женщинами для росписей тела и предметов во время церемоний, и точками белого, желтого и красновато-коричневого цвета, обозначающими плоды австралийской разновидности батата (кам, каме).

«Женщина эму». Первая картина Эмили Каме Нгваррей на холсте. Фото: National Museum of Australia
«Женщина эму». Первая картина Эмили Каме Нгваррей на холсте.
Фото: National Museum of Australia

За восемь последующих лет Нгваррей создала около 3 тыс. картин — в среднем по одной в день. В этот период спрос на ее работы был настолько высок, что галерист Кристофер Ходжес регулярно арендовал самолет, чтобы привезти свежие холсты и увезти готовые картины.

Эмили Каме Нгваррей. 1993. Фото: The Art Gallery of New South Wales
Эмили Каме Нгваррей. 1993.
Фото: The Art Gallery of New South Wales

Художница не поясняла смысла работ и не давала им имен, если не считать такие, как «Без названия» или «Церемония». Когда работы Нгваррей были выставлены вместе с произведениями других австралийских художниц, Ивонн Кулматри и Джуди Уотсон, на Венецианской биеннале в 1997 году, они поразили и публику, и критиков. На текущей выставке не только показан весь путь художницы начиная с ранних работ на ткани, но и максимально представлен контекст, в котором создавались работы. Ключевыми темами для Нгваррей были плоды батата, страус эму и его яйца, которые играют важную роль в космогонических представлениях коренных австралийцев, и в целом ее родная земля.

Эмили Каме Нгваррей. Anmatyerr people, Ntang Dreaming. 1989. Фото: National Gallery of Australia
Эмили Каме Нгваррей. Anmatyerr people, Ntang Dreaming. 1989.
Фото: National Gallery of Australia

В ходе подготовки проекта кураторы значительно расширили представление о художнице. Интересно, что своеобразный зеленый цвет, который присутствует в картинах, женщины ее племени сразу опознали как цвет яиц эму. Уточнено даже имя художницы (ранее было принято произносить его как Нгварри). «Она просто рисовала свою страну и все, что было для нее важно», — говорит Келли Коул, который курирует выставку совместно с коллегой из числа коренных народов Хетти Перкинс.

Национальный музей Австралии
«Эмили Каме Нгваррей»
До 28 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+