18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Братья Константин и Владимир Маковские встретились в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Они такие разные: салонный живописец Константин и скромный бытописатель Владимир. Но общего в их творчестве гораздо больше, чем кажется. Выставка в серпуховском музее вся построена на сопоставлениях и параллелях

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» — сложный и многосоставный проект, для Серпуховского историко-художественного музея особенно важный. Этим проектом открылась новая площадка музейного комплекса, базирующаяся в городской усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых. Выставка заняла только что отреставрированный Каретный сарай рубежа XIX–XX веков, помещение площадью около 1,5 тыс. кв. м, большая часть которой отдана под экспозиционные залы.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Художники Константин (1839–1915) и Владимир (1846–1920) Маковские — самые известные представители богатой достойными людьми семьи. Творчество их яркое, своеобразное и легко поддается противопоставлению. Очевидную разность между братьями подчеркивает архитектура экспозиции: работы старшего брата размещены на коричневых стенах, младшего — на светло-серых. Различие в их подходах к искусству акцентируют и две фразы, два девиза художников, вынесенные в самое начало экспозиции. Владимир верит: «Искусство — это вторая религия», а Константин сетует: мол, для того чтобы полностью отдаться искусству, он слишком любит жизнь.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Работы братьев трудно перепутать и без всякого разделения по цветам: нарядные парадные произведения Константина, самого популярного салонного живописца своей эпохи, и скромные, остроумные сценки из мещанского быта в исполнении Владимира. Однако общего больше, чем кажется на первый взгляд: оба художника были настоящими режиссерами, просто один ставил костюмированные сериалы, а другой — драмы из реальной жизни.

Владимир подолгу придумывал своих персонажей, ходил по богадельням и беседовал с их обитателями, читал газетные хроники, выискивая там сюжеты. Так написаны знаменитые сентиментальные бытовые сценки «Любители соловьев» (1873) и «Варка варенья» (1876). Или типы «Оптимист и пессимист» — толстый и тонкий, прагматик и поэт. Большая картина «Оправданная» (1882), придуманная на основе скупой судебной заметки, была тут же куплена Павлом Третьяковым.

Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ). Фото:  Самарский областной художественный музей
Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ).
Фото: Самарский областной художественный музей

Константин в своей живописи наслаждался прекрасными женщинами с томными взглядами, шелками и бархатом, блеском драгоценностей. Он был трижды женат, и черты его избранниц угадываются в лицах героинь его картин. Много он писал своего златокудрого сына Сергея (в будущем искусствоведа). Художник собрал огромную коллекцию русского костюма и утвари, в кокошники из нее одевал моделей на заказных портретах, был даже постановщиком «живых картин». Большие работы из его «Боярского цикла» сейчас раскиданы по всему миру: Константин Маковский действительно имел международную славу.

Константин Маковский. «Под венец». 1890. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Под венец». 1890.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

При этом оба художника были передвижниками (Константин в начале, Владимир на пике движения), для обоих много значила Москва, оба видели импрессионистов — и остались верны реализму, оба были центрами своих интеллектуальных кругов, в том числе литературных.

Именно к литературе отсылает второй слой выставки. Кураторы, директор музея Жанна Алейникова и искусствовед Елена Нестерова, автор концепции Елена Папченко и архитектор экспозиции Фатали Талыбов подчеркивают не литературность, но литературоцентричность творчества Маковских. Их работы не были иллюстрациями к текстам Гоголя, Чехова или Достоевского (даже если прямо обращались к конкретному произведению), но составляли с ними параллели. Кроме того, оба художника оставили дневники и воспоминания. Чтобы увязать все эти потоки событий и ценностей в один, использованы цитаты на стенах, придуманы «закладки» и «заметки» около картин, отсылающие к конкретным писателям или произведениям.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Все смысловые линии пересекаются в интерьере с книгами, это образ «дома Маковских», сконструированный на основе картин братьев. Аудиофрагменты книг дополняют выставку, часть текстов можно бесплатно скачать в смартфон. Есть и еще одна тема — запахов, которые сопровождают некоторые из картин.

Почти 90 работ в экспозиции собраны из 12 музеев России. Здесь и Третьяковская галерея, и Эрмитаж, и такие, до которых не каждый доедет (например, Ульяновский или Рыбинский художественные музеи). Съездить один раз в Серпухов для знакомства с Маковскими будет во всех смыслах правильным решением.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Маковские. Константин и Владимир»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+