18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Братья Константин и Владимир Маковские встретились в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Портрет девушки». Конец XIX в.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Они такие разные: салонный живописец Константин и скромный бытописатель Владимир. Но общего в их творчестве гораздо больше, чем кажется. Выставка в серпуховском музее вся построена на сопоставлениях и параллелях

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» — сложный и многосоставный проект, для Серпуховского историко-художественного музея особенно важный. Этим проектом открылась новая площадка музейного комплекса, базирующаяся в городской усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых. Выставка заняла только что отреставрированный Каретный сарай рубежа XIX–XX веков, помещение площадью около 1,5 тыс. кв. м, большая часть которой отдана под экспозиционные залы.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Художники Константин (1839–1915) и Владимир (1846–1920) Маковские — самые известные представители богатой достойными людьми семьи. Творчество их яркое, своеобразное и легко поддается противопоставлению. Очевидную разность между братьями подчеркивает архитектура экспозиции: работы старшего брата размещены на коричневых стенах, младшего — на светло-серых. Различие в их подходах к искусству акцентируют и две фразы, два девиза художников, вынесенные в самое начало экспозиции. Владимир верит: «Искусство — это вторая религия», а Константин сетует: мол, для того чтобы полностью отдаться искусству, он слишком любит жизнь.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Работы братьев трудно перепутать и без всякого разделения по цветам: нарядные парадные произведения Константина, самого популярного салонного живописца своей эпохи, и скромные, остроумные сценки из мещанского быта в исполнении Владимира. Однако общего больше, чем кажется на первый взгляд: оба художника были настоящими режиссерами, просто один ставил костюмированные сериалы, а другой — драмы из реальной жизни.

Владимир подолгу придумывал своих персонажей, ходил по богадельням и беседовал с их обитателями, читал газетные хроники, выискивая там сюжеты. Так написаны знаменитые сентиментальные бытовые сценки «Любители соловьев» (1873) и «Варка варенья» (1876). Или типы «Оптимист и пессимист» — толстый и тонкий, прагматик и поэт. Большая картина «Оправданная» (1882), придуманная на основе скупой судебной заметки, была тут же куплена Павлом Третьяковым.

Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ). Фото:  Самарский областной художественный музей
Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876. Эскиз картины «Варят Варенье» (ГТГ).
Фото: Самарский областной художественный музей

Константин в своей живописи наслаждался прекрасными женщинами с томными взглядами, шелками и бархатом, блеском драгоценностей. Он был трижды женат, и черты его избранниц угадываются в лицах героинь его картин. Много он писал своего златокудрого сына Сергея (в будущем искусствоведа). Художник собрал огромную коллекцию русского костюма и утвари, в кокошники из нее одевал моделей на заказных портретах, был даже постановщиком «живых картин». Большие работы из его «Боярского цикла» сейчас раскиданы по всему миру: Константин Маковский действительно имел международную славу.

Константин Маковский. «Под венец». 1890. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Под венец». 1890.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

При этом оба художника были передвижниками (Константин в начале, Владимир на пике движения), для обоих много значила Москва, оба видели импрессионистов — и остались верны реализму, оба были центрами своих интеллектуальных кругов, в том числе литературных.

Именно к литературе отсылает второй слой выставки. Кураторы, директор музея Жанна Алейникова и искусствовед Елена Нестерова, автор концепции Елена Папченко и архитектор экспозиции Фатали Талыбов подчеркивают не литературность, но литературоцентричность творчества Маковских. Их работы не были иллюстрациями к текстам Гоголя, Чехова или Достоевского (даже если прямо обращались к конкретному произведению), но составляли с ними параллели. Кроме того, оба художника оставили дневники и воспоминания. Чтобы увязать все эти потоки событий и ценностей в один, использованы цитаты на стенах, придуманы «закладки» и «заметки» около картин, отсылающие к конкретным писателям или произведениям.

Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Маковские. Константин и Владимир» в Серпуховском историко-художественном музее.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Все смысловые линии пересекаются в интерьере с книгами, это образ «дома Маковских», сконструированный на основе картин братьев. Аудиофрагменты книг дополняют выставку, часть текстов можно бесплатно скачать в смартфон. Есть и еще одна тема — запахов, которые сопровождают некоторые из картин.

Почти 90 работ в экспозиции собраны из 12 музеев России. Здесь и Третьяковская галерея, и Эрмитаж, и такие, до которых не каждый доедет (например, Ульяновский или Рыбинский художественные музеи). Съездить один раз в Серпухов для знакомства с Маковскими будет во всех смыслах правильным решением.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Маковские. Константин и Владимир»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+