18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Закукарекает ли как прежде яйцо Ротшильда спустя десятилетия?

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени семьи, которая им владела. Фото: Государственный Эрмитаж
Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени семьи, которая им владела.
Фото: Государственный Эрмитаж
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Специалисты Эрмитажа впервые реставрируют знаменитый экспонат из коллекции музея. Помимо эстетической и материальной ценности, яйцо-часы Ротшильда примечательно еще и редкостным механизмом, который реставраторы надеются вернуть к жизни

Одно из самых сложных и дорогих ювелирных изделий фирмы Фаберже — яйцо-часы, получившее название «яйцо Ротшильда» по имени семьи, которая им владела. С 2014 года оно хранится в Государственном Эрмитаже, и теперь сотрудники лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов, с привлечением реставраторов других специализаций, восстановят драгоценный предмет в первоначальном виде.

Яйцо-часы Ротшильда — единственное в своем роде во всей эрмитажной коллекции из почти 70 ювелирных яиц, выполненных мастерами фирмы Фаберже. Оно не пасхальное, не императорское. В 1902 году его изготовили по заказу Беатрисы Эфрусси, урожденной Ротшильд, как подарок на помолвку ее младшего брата Эдуарда Ротшильда. И больше столетия оно не покидало эту семью. В 2007 году на аукционе Christie’s в Лондоне яйцо приобрел бизнесмен и коллекционер Александр Иванов за $18,5 млн. Несколько лет оно хранилось в Музее Фаберже, открытом Ивановым в Баден-Бадене, затем было подарено России, и в 2014 году его в дар Эрмитажу на 250-летие музея преподнес президент РФ Владимир Путин.

Яйцо-часы высотой 27 см изготовили ювелиры мастерской Михаила Перхина. В работе использованы золото, серебро и другой металл, жемчуг, алмазы-розы (камни, ограненные «розой», называют не бриллиантами, а алмазами). «Михаил Перхин был выдающимся мастером, он в фирме Фаберже занимался самыми сложными и дорогими заказами, — рассказала Татьяна Бабошина, хранитель современного ювелирного искусства Эрмитажа. — На некоторых деталях яйца Ротшильда есть его клейма. Корпус сделан из серебра, поверхность гильоширована: на нее нанесен рисунок, который виден сквозь прозрачную розовую эмаль. Все внешние накладки выполнены из золота и декорированы жемчугом. Алмазами украшены крылья, шея и хвост петушка».

Яйцо-часы, изготовленное в 1902 году фирмой Карла Фаберже по заказу семьи Ротшильдов, не относится к числу пасхальных императорских. Фото: Государственный Эрмитаж
Яйцо-часы, изготовленное в 1902 году фирмой Карла Фаберже по заказу семьи Ротшильдов, не относится к числу пасхальных императорских.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ценность яйца Ротшильда не только в количестве золота и алмазов, но и в уникальном механизме, изготовленном Николаем Роде, часовым мастером фирмы Фаберже. Его восстановление — основная задача, которая стоит перед реставраторами. Дело в том, что часовой механизм действует: если его завести, стрелки будут двигаться. Но изначально устройство не просто отсчитывало часы и минуты — в конце каждого часа верхняя крышка открывалась, из-под нее появлялся петушок, которого поднимала вверх специальная платформа. Петушок, покрытый яркой эмалью и украшенный алмазами, хлопал крыльями, кивал головой и кукарекал, открывая крошечный клюв. Представление продолжалось 15 секунд, потом механическая птица исчезала внутри яйца. Но сейчас вся эта машинерия не работает. По мнению специалистов, еще до того, как яйцо было продано на аукционе, в его механизме кто-то копался (вероятно, владельцы пытались привести его в действие).

Кстати, аналогичное этому яйцо-часы «Петушок» из серии императорских пасхальных яиц, изготовленное в 1900 году, находится в коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Разница только в цвете: первое — синее, второе — розовое. Нынешние владельцы «Петушка» завести его не пробовали, поэтому непонятно, действует ли тот механизм.

Как рассказал нашему изданию Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа, когда он разобрал корпус, оказалось, что одна из трубочек, которая издавала звуки, испорчена. Остальные узлы, каждый по отдельности, функционировали, хотя и не очень четко. А вот все вместе не работало. «Этот механизм — уникальная, совершенно новая для меня конструкция, — говорит Михаил Гурьев. — Необычны движения петушка: они не похожи ни на традиционные механические шкатулки с двигающимися птицами, ни на английский вариант таких игрушек, ни на швейцарский. Алгоритм действия яйца Ротшильда понятен, но, как заставить его действовать, пока не ясно».

Работа началась с полной разборки предмета и анализа его устройства. Затем все, даже самые мелкие, детали почистили и вымыли. Похоже, что такое с яйцом Ротшильда случилось впервые за почти 120 лет жизни.

В реставрации принимает участие целый коллектив. «Это естественно, — считает Михаил Гурьев, — потому что его создавал коллектив из разных специалистов, и реставрировать тоже нужно вместе. По восстановлению звука нас консультирует реставратор органов, а золотыми и серебряными деталями занимается ювелир. Надеемся, что завершим работу месяца за два».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+