18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Произведению Перуджино отчасти вернули молодость

Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Перуджино. «Портрет молодого человека» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Специалисты Эрмитажа отреставрировали «Портрет молодого человека» — редкий для этого итальянского мастера образец портретного жанра в чистом виде. Версия, что художник изобразил здесь себя самого, не получила новых подтверждений, но и не отвергнута

Вскоре исполняется 500 лет со дня смерти Пьетро Перуджино (1446–1524), выдающегося мастера эпохи Возрождения. К этой дате Эрмитаж завершил комплексную реставрацию одной из его живописных работ — «Портрета молодого человека». Это первая серьезная реставрация за те почти полтора века, что картина находится в собрании музея.

«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — так писал об этой работе искусствовед и художник Александр Бенуа в путеводителе по картинной галерее Эрмитажа.

Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака. Фото: Государственный Эрмитаж
Перуджино. «Портрет молодого человека». Фрагмент. Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолетовых лучей после утончения верхних слоев лака.
Фото: Государственный Эрмитаж

Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, известный как Перуджино, был учителем Рафаэля, но знаменит отнюдь не только этим. В частности, он одним из первых в Италии начал использовать технологию живописи маслом на холсте. Перуджино входил в число законодателей стиля Высокого Возрождения. Недаром именно его, наряду с Боттичелли, Гирландайо и Росселли, пригласили в Ватикан для росписи Сикстинской капеллы. Сейчас в ней можно увидеть пять его больших фресок. Однако к жанру портрета он обращался нечасто; самая известная его работа такого рода — фресковый автопортрет на стене палаццо дей Приори в Перудже.

«Портрет молодого человека» Эрмитаж купил в 1850 году у Юрия Львова, преподавателя Павловского кадетского корпуса. Но, когда и как картина попала в Россию, у кого была приобретена и где находилась с XV века, история умалчивает. По словам Зои Купцовой, старшего научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства, некоторые искусствоведы считали, что здесь изображен сам Перуджино. «В процессе исследований мы предположили, что это может быть и автопортрет художника, — рассказала Зоя Купцова. — Прямых доказательств этому нет, можно только сравнивать этот портрет с реальным и единственным сохранившимся автопортретом Перуджино из палаццо Приоров. Яркий румянец, схожий тип лица, выражение, взгляд — все позволяет предположить, что это может быть автопортрет».

Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов. Фото: Государственный Эрмитаж
Микрофотосьемка левого глаза. Сравнителькый анализ использованных пигментов.
Фото: Государственный Эрмитаж

В 1867 году реставратор Александр Сидоров перевел картину с деревянной доски на холст. С тех пор произведение фактически не знало основательной реставрации, хотя еще в XIX веке немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген писал о портрете: «Изначально хорошая картина, но сильно пострадала». За время бытования на ней появились многочисленные царапины, красочный слой потемнел, лак стал мутным, значительная часть деталей не просматривалась.

Как рассказал нашему изданию Андрей Цветков, художник-реставратор первой категории лаборатории научной реставрации станковой живописи, в ходе предварительного обследования было установлено, что еще в XVII–XVIII веках картина подвергалась реставрации. Тогда же, вероятно, была сделана промывка живописного слоя, из-за чего пропала часть переходных тонов. «Их удалось частично восстановить. Насколько это было возможно, не задевая авторскую живопись, — говорит Андрей Цветков. — Но главное, нужно было найти методику удаления старого лака без последствий для нижележащих слоев. Нам удалось убрать почти все старые наслоения».

Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари. Фото: Государственный Эрмитаж
Микрофотосъемка инкариата. Красный потутон на краю носа. Домичируют частицы азурита и киновари.
Фото: Государственный Эрмитаж

Кропотливая работа позволила слой за слоем выйти на авторскую живопись. Реставраторы удалили старый лак и старые записи, в том числе сплошную, сделанную по всей поверхности еще до того, как работа попала в музей. В результате проявились выразительные детали: складки одежды, форма волос. Фон оказался не черным, а цвета морской волны. Были устранены небольшие приподнятости и расслоения краски по краям полотна, возникшие, скорее всего, в XIX веке, когда живопись переносили с доски на холст.

«Портрет молодого человека» после реставрации можно увидеть на выставке в Аполлоновом зале до 25 января 2024 года. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+