18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» в сопровождении многочисленных научных материалов. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» в сопровождении многочисленных научных материалов.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эксперты сделали ряд открытий, которые позволят экспонировать полотна без опасений за их сохранность

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина», открывшейся на Волхонке, в сопровождении многочисленных научных материалов. Завершенный анализ и новые сведения о картинах позволят экспонировать их без опасений за состояние холста и красочного слоя.

Картины «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» входят в знаменитый, насчитывающий около 40 полотен пейзажный цикл Моне, исследующий эффекты освещения в различное время суток. В коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина они находятся с 1948 года (ранее — в ГМНЗИ, куда попали из собрания Сергея Щукина), практически никогда не покидая его ради временных выставок.

На протяжении многих лет полотна пребывали под наблюдением специалистов, контролировавших их сохранность, однако никогда не исследовались детально. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили разработать план сохранения и консервации произведений, а также провести их глубокое исследование, включая сравнительный анализ двух картин из одного цикла.

В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Исследование началось в 2023 году. Были проведены рентгенографирование, изучение в инфракрасных лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя, холстов и другие технологические исследования, благодаря которым получены новые данные о методах работы мастера.

Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что Моне не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что Моне не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

В числе выводов, к которым пришли исследователи, следующие. Для создания серии «Руанские соборы» Клод Моне натянул загрунтованные холсты собственноручно. Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы. В попытках достичь нужного тона он выдавливал краски прямо из тюбиков и, не добавляя растворитель, наносил их друг на друга то впритирку, то густыми наложениями мазков. Рентгеновские снимки картин выявили длительный и напряженный процесс создания эффектов живописной фактуры здания. Не внося каких-либо композиционных изменений, Моне будто вылепил кистью шероховатую поверхность готического собора. Выяснилось, что картины отличаются по количеству красочных слоев: в «Руанском соборе в полдень (Портал и башня д’Альбана)» в отдельных образцах насчитывается до двадцати слоев краски, в «Руанском соборе вечером» — не более трех-пяти. Таким образом, очевидно, что первая картина оказалась для художника более сложным колористическим вызовом: он снова и снова накладывал слои краски, чтобы достичь нужного эффекта.

По окончании исследования с целью презентации этих открытий была организована выставка в главном здании музея, кураторами которой выступили Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, и Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ. В зале на втором этаже, помимо двух полотен, интерактивным образом представили результаты исследований, сопроводив их экспонатами из фондов, раскрывающими историю создания произведений, и примерами материалов, с которыми работал художник (включая его подлинную палитру). Выставка рассказывает о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на написание картин. К выставке подготовлена образовательная программа.

В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

В рамках открытия выставки прошла церемония подписания договора о сотрудничестве между ГМИИ им. А.С.Пушкина и Сбербанком. Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и директор музея Елизавета Лихачева подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации, благодаря которому фонды Пушкинского будут сканированы и отсняты с максимальной точностью. Планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также реализация экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. Банк и музей будут пилотировать модели машинного обучения и другие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть полезны музею для популяризации искусства и научной деятельности.

Проект по изучению «Руанских соборов» был реализован при поддержке LG — компании, которая является давним партнером музея и ранее помогла осуществить проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+