18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Руанские соборы» Клода Моне исследовали и показывают на выставке в Пушкинском

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» в сопровождении многочисленных научных материалов. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» в сопровождении многочисленных научных материалов.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

Эксперты сделали ряд открытий, которые позволят экспонировать полотна без опасений за их сохранность

Два пейзажа великого французского импрессиониста представили на выставке «„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина», открывшейся на Волхонке, в сопровождении многочисленных научных материалов. Завершенный анализ и новые сведения о картинах позволят экспонировать их без опасений за состояние холста и красочного слоя.

Картины «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» входят в знаменитый, насчитывающий около 40 полотен пейзажный цикл Моне, исследующий эффекты освещения в различное время суток. В коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина они находятся с 1948 года (ранее — в ГМНЗИ, куда попали из собрания Сергея Щукина), практически никогда не покидая его ради временных выставок.

На протяжении многих лет полотна пребывали под наблюдением специалистов, контролировавших их сохранность, однако никогда не исследовались детально. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили разработать план сохранения и консервации произведений, а также провести их глубокое исследование, включая сравнительный анализ двух картин из одного цикла.

В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Исследование началось в 2023 году. Были проведены рентгенографирование, изучение в инфракрасных лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя, холстов и другие технологические исследования, благодаря которым получены новые данные о методах работы мастера.

Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что Моне не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что Моне не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

В числе выводов, к которым пришли исследователи, следующие. Для создания серии «Руанские соборы» Клод Моне натянул загрунтованные холсты собственноручно. Рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы. В попытках достичь нужного тона он выдавливал краски прямо из тюбиков и, не добавляя растворитель, наносил их друг на друга то впритирку, то густыми наложениями мазков. Рентгеновские снимки картин выявили длительный и напряженный процесс создания эффектов живописной фактуры здания. Не внося каких-либо композиционных изменений, Моне будто вылепил кистью шероховатую поверхность готического собора. Выяснилось, что картины отличаются по количеству красочных слоев: в «Руанском соборе в полдень (Портал и башня д’Альбана)» в отдельных образцах насчитывается до двадцати слоев краски, в «Руанском соборе вечером» — не более трех-пяти. Таким образом, очевидно, что первая картина оказалась для художника более сложным колористическим вызовом: он снова и снова накладывал слои краски, чтобы достичь нужного эффекта.

По окончании исследования с целью презентации этих открытий была организована выставка в главном здании музея, кураторами которой выступили Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, и Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ. В зале на втором этаже, помимо двух полотен, интерактивным образом представили результаты исследований, сопроводив их экспонатами из фондов, раскрывающими историю создания произведений, и примерами материалов, с которыми работал художник (включая его подлинную палитру). Выставка рассказывает о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на написание картин. К выставке подготовлена образовательная программа.

В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина
В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С. Пушкина

В рамках открытия выставки прошла церемония подписания договора о сотрудничестве между ГМИИ им. А.С.Пушкина и Сбербанком. Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и директор музея Елизавета Лихачева подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации, благодаря которому фонды Пушкинского будут сканированы и отсняты с максимальной точностью. Планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также реализация экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. Банк и музей будут пилотировать модели машинного обучения и другие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть полезны музею для популяризации искусства и научной деятельности.

Проект по изучению «Руанских соборов» был реализован при поддержке LG — компании, которая является давним партнером музея и ранее помогла осуществить проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«„Руанские соборы“. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+