18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum
Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана.
Фото: Musée de Karakorum

Первую во французской истории выставку, посвященную монгольской империи и Чингисхану, показывают в Нанте через три года после того, как ее изначальный вариант был сорван властями Китая

В конце 2020 года Исторический музей Нанта заявил, что Коммунистическая партия Китая (КПК) пыталась подвергнуть цензуре содержание экспозиции. Попытки цензуры начались с требования руководства КПК убрать слова «Чингисхан», «империя» и «монгол» из названия и текстов; это стало результатом «ужесточения позиции китайского правительства в отношении монгольского меньшинства страны», как сообщил тогда в специальном заявлении директор музея и сокуратор выставки Бертран Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Новая экспозиция организована при поддержке правительства Монголии. Основные предметы получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана; 140 из 450 экспонатов являются объектами культурного наследия этой страны. В центре выставки — фигура величайшего в истории завоевателя, войско которого прокатилось от монгольских равнин до Ближнего Востока. Наставший потом мир позволил процветать торговым, научным и художественным связям между Востоком и Западом, подняв искусство и ремесла на недосягаемую прежде высоту. Это был первый в истории пример глобализации, по мнению кураторов Жан-Поля Дероша, Мари Фаверо и Бертрана Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Выставка исследует несколько хронологических этапов. Повествование об империи Чингисхана начинается издалека — с бронзовых фигурок оленей VII–V веков до н.э. Они демонстрируют явное родство со звериным стилем, но при этом покрыты синей краской, подчеркивающей их магическую сущность. Золотая тиара VIII века н.э., которую прежде украшали крупные полудрагоценные камни, была найдена в гробнице тюркского императора Бильге-хана, кагана Восточно-Тюркского каганата, средневекового государства на территории Монголии. Отдельная глава выставки посвящена лошади — главному другу кочевника.

Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана. Фото: Morandi
Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана.
Фото: Morandi

Раздел о самом Чингисхане демонстрирует его самое известное изображение — портрет, созданный китайским художником в XIV веке, через два столетия после смерти императора. Здесь же представлены культовые объекты — золотые Солнце и Луна XIII–XIV веков. В монгольском шаманизме они являются символами вечного Голубого Неба, силы всего сущего. Кураторы особо отмечают при этом религиозную терпимость, царившую на территории всей монгольской империи.

Наряду с вооружением воина представлены изысканные предметы роскоши: украшения, курильницы, фарфоровая посуда. Еще один раздел рассказывает о торговых путях — таких протяженных, что одним из экспонатов стала шелковая накидка с узором из попугаев и лилий, подаренная монгольскими послами Людовику Святому, королю Франции в 1226–1270 годах.

Исторический музей Нанта, замок герцогов Бретонских
«Чингисхан. Как монголы изменили мир»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+