18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum
Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана.
Фото: Musée de Karakorum

Первую во французской истории выставку, посвященную монгольской империи и Чингисхану, показывают в Нанте через три года после того, как ее изначальный вариант был сорван властями Китая

В конце 2020 года Исторический музей Нанта заявил, что Коммунистическая партия Китая (КПК) пыталась подвергнуть цензуре содержание экспозиции. Попытки цензуры начались с требования руководства КПК убрать слова «Чингисхан», «империя» и «монгол» из названия и текстов; это стало результатом «ужесточения позиции китайского правительства в отношении монгольского меньшинства страны», как сообщил тогда в специальном заявлении директор музея и сокуратор выставки Бертран Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Новая экспозиция организована при поддержке правительства Монголии. Основные предметы получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана; 140 из 450 экспонатов являются объектами культурного наследия этой страны. В центре выставки — фигура величайшего в истории завоевателя, войско которого прокатилось от монгольских равнин до Ближнего Востока. Наставший потом мир позволил процветать торговым, научным и художественным связям между Востоком и Западом, подняв искусство и ремесла на недосягаемую прежде высоту. Это был первый в истории пример глобализации, по мнению кураторов Жан-Поля Дероша, Мари Фаверо и Бертрана Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Выставка исследует несколько хронологических этапов. Повествование об империи Чингисхана начинается издалека — с бронзовых фигурок оленей VII–V веков до н.э. Они демонстрируют явное родство со звериным стилем, но при этом покрыты синей краской, подчеркивающей их магическую сущность. Золотая тиара VIII века н.э., которую прежде украшали крупные полудрагоценные камни, была найдена в гробнице тюркского императора Бильге-хана, кагана Восточно-Тюркского каганата, средневекового государства на территории Монголии. Отдельная глава выставки посвящена лошади — главному другу кочевника.

Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана. Фото: Morandi
Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана.
Фото: Morandi

Раздел о самом Чингисхане демонстрирует его самое известное изображение — портрет, созданный китайским художником в XIV веке, через два столетия после смерти императора. Здесь же представлены культовые объекты — золотые Солнце и Луна XIII–XIV веков. В монгольском шаманизме они являются символами вечного Голубого Неба, силы всего сущего. Кураторы особо отмечают при этом религиозную терпимость, царившую на территории всей монгольской империи.

Наряду с вооружением воина представлены изысканные предметы роскоши: украшения, курильницы, фарфоровая посуда. Еще один раздел рассказывает о торговых путях — таких протяженных, что одним из экспонатов стала шелковая накидка с узором из попугаев и лилий, подаренная монгольскими послами Людовику Святому, королю Франции в 1226–1270 годах.

Исторический музей Нанта, замок герцогов Бретонских
«Чингисхан. Как монголы изменили мир»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+