18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дьяволу не удалось спрятаться от реставраторов

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 2», обнаружили демона, скрывавшегося под несколькими слоями краски и лака. Фото: National Trust
На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 2», обнаружили демона, скрывавшегося под несколькими слоями краски и лака.
Фото: National Trust
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

При реставрации одного из полотен Джошуа Рейнолдса, которая проводилась в преддверии 300-летия со дня его рождения, под слоем краски было обнаружено изображение демона. Он был закрашен уже после смерти художника и вопреки его желанию

На картине Джошуа Рейнолдса «Смерть кардинала Бофорта» (1789), которая иллюстрирует один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 2», обнаружили демона, скрывавшегося под несколькими слоями краски и лака. Местонахождение злого духа раскрыли реставраторы Национального фонда Великобритании, которые на протяжении полугода восстанавливали полотно к выставке, приуроченной к 300-летию со дня рождения художника.

Джошуа Рейнолдс. «Смерть кардинала Бофорта». 1789. После реставрации. Фото: National Trust
Джошуа Рейнолдс. «Смерть кардинала Бофорта». 1789. После реставрации.
Фото: National Trust

Закрасили демона, очевидно, уже после смерти автора. Сам он, по словам старшего куратора Национального фонда Джона Чу, противился этому, несмотря на волну критики, которая обрушилась на него после показа картины в Шекспировской галерее Джона Бойделла в год ее создания. «Злой дух осаждал вкус сэра Джошуа», — язвили критики. Они посчитали слишком буквальной интерпретацию Рейнолдсом сцены, в которой король восклицает у смертного одра кардинала Бофорта: «О, прогони лукавого врага, что осаждает гибнущую душу!» «Столь буквальное представление поэтической фигуры речи в этой чудовищной фигуре не соответствовало художественным правилам того времени», — поясняет Чу.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+