18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве начинается большой проект, посвященный образам Арктики

Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020. Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
Дмитрий Платонов. «Рутина жизни». 2020.
Фото: Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»

Художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» пройдет при поддержке «Норникеля» на трех площадках — в парке «Зарядье», Государственном Дарвиновском музее и РГХПУ им. С.Г.Строганова

Большой художественно-просветительский проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», посвященный исследованию Российской Арктики, обращается к научным исследованиям Заполярья через культурный контекст и художественные образы. Как отмечают в компании «Норникель», «проект носит междисциплинарный, кросс-культурный характер, включает в себя несколько выставок, а также просветительскую программу и представляет феномен художника-исследователя и ученого-исследователя, которые используют визуальный инструментарий как способ научного анализа», хронологически он охватывает 400 лет экспедиций в Российскую Арктику.

Первые цветные фотографии Арктики. Фото: Николай Пинегин
Первые цветные фотографии Арктики.
Фото: Николай Пинегин

Выставки откроются последовательно на трех площадках в Москве. Первыми, 26 января, начинают работу две выставки в парке «Зарядье». В «Старом Английском дворе» показывают материальные и художественные свидетельства зимовья русских первопроходцев XVII века, обнаруженные не так давно в низовьях Енисея недалеко от Дудинки, и работы художников — исследователей Арктики. В павильоне «Заповедное посольство» представлены произведения современных художников, работающих в направлении science-art, они исследуют современные экосистемы, проблемы промышленных территорий, состояния воды, хрупкого биоценоза арктических земель.

В выставочном зале РГХПУ им. С.Г.Строганова с 5 февраля будут представлены работы студентов и выпускников кафедр художественной керамики, искусства графики, средового дизайна и дизайна интерьера, региональных филиалов вуза: Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М.Васнецова, Колледжа дизайна и декоративного искусства, а также выпускников Таймырского колледжа, сохраняющих традиции культуры коренных народов Севера.

Василий Ватагин. «Белухи». Серия картин «Водные млекопитающие». 1938. Фото: Государственный Дарвиновский музей
Василий Ватагин. «Белухи». Серия картин «Водные млекопитающие». 1938.
Фото: Государственный Дарвиновский музей

А с 13 февраля в Государственном Дарвиновском музее можно увидеть собрание дневников и полевых рисунков из экспедиций ученых, зоологов и экологов, зафиксировавших уникальное биоразнообразие в процессе трансформации.

Среди музеев, которые принимают участие в проекте, — архангельские «Художественная культура Русского Севера» и Северный морской музей, Красноярский краевой краеведческий музей, Таймырский краеведческий музей и Таймырский дом народного творчества, Музей Норильска, петербургский Музей Арктики и Антарктики.

Работа из коллекции художественных изделий из кости. Фото: Таймырский дом народного творчества
Работа из коллекции художественных изделий из кости.
Фото: Таймырский дом народного творчества

«Проект интересен своей сложностью, объединяет три разные институции одной темой, носящей междисциплинарный и кросс-культурный характер. Он дает возможность охватить широким взглядом многовековую историю региона, осознать значение климатических изменений в Арктике и по-новому увидеть проблему сосуществования природы, человека и технологий. Помимо выставки, проект включает в себя широкую научно-просветительскую программу с лекциями, мастер-классами, тематическими документальными и художественными фильмами», — отметил куратор проекта, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории искусств и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г.Строганова Кирилл Гаврилин.

В свою очередь, вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности Станислав Селезнев напомнил, что компания «ежегодно инициирует масштабные научно-исследовательские экспедиции с привлечением российских ученых, краеведов, сотрудников заповедников».

Тыко Вылка. «Северное сияние». 1950-е. Фото: 	 ГМО «Художественная культура Русского Севера»
Тыко Вылка. «Северное сияние». 1950-е.
Фото: ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Результат этих исследований — комплексная оценка состояния окружающей среды арктических регионов. Десятки научных институтов, сотни специалистов изучают уровень воздействия производств на состояние окружающей среды, разрабатывают наилучшие природосберегающие решения для восстановления и поддержания экосистем, прогнозируют различные изменения. Эти исследования пополняют банки современных научных знаний о Российской Арктике, способствуют научным открытиям и дают возможность апробации новейших научных методов исследований», — отметил он.

Проект приурочен к завершению второго года Большой научной экспедиции — совместной работы Сибирского отделения Российской академии наук и «Норникеля». Изучение хрупких экосистем проводилось в Красноярском крае, на Кольском полуострове и в Забайкалье, а также на отрезке Северного морского пути и территориях портов на реке Енисей. Подобных по масштабу исследований, отмечают в «Норникеле», в стране не было за весь постсоветский период.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+