18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Если не встретился с Джакометти лично — узнай его заочно

Одна из последних фотографий Альберто Джакометти. 1966. Фото: Science History Images / Alamy Stock Photo
Одна из последних фотографий Альберто Джакометти. 1966.
Фото: Science History Images / Alamy Stock Photo
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Писатель Майкл Пеппиатт рисует картину жизни художника в Париже. Автор книги не скрывает разочарования из-за того, что не успел познакомиться со своим героем при его жизни, и компенсирует эту «невстречу» подробнейшими биографическими изысканиями

Писатель и искусствовед Майкл Пеппиатт не скрывает своих пристрастий в искусстве. В 2015 году он опубликовал мемуары, посвященные дружбе с Фрэнсисом Бэконом («Фрэнсис Бэкон у тебя в крови»). В новой книге «Жизнь Джакометти в Париже» автор помещает в центр внимания другого своего героя — швейцарского скульптора Альберто Джакометти (1901–1966), рассматривая его жизнь и творчество в контексте города, где в убогой мастерской скульптор создавал работы, которые сейчас продаются за миллионы.

«Меня интересуют самые разные художники, но Джакометти и Бэкон были моей навязчивой идеей на протяжении 60 лет! — рассказывает Пеппиатт The Art Newspaper. — Они сформировали меня, потому что были своего рода отцовскими фигурами». Новая книга, как пишет автор в предисловии, представляет собой «парный портрет, на котором одаренный человек и волшебный город стоят лицом к лицу и рефлексируют».

Книга начинается с рассказа Пеппиатта о его прибытии в Париж в 1966 году для работы в журнале Realités. Он поселился в квартире в районе Алезия, которая оказалась в двух шагах от студии, где Джакометти провел большую часть своей творческой жизни. «Бэкон дал мне рекомендательное письмо к нему, я несколько раз пытался его доставить, а потом узнал, что Джакометти умер на той же неделе в Швейцарии. Одержимость выросла из того, что я не смог познакомиться с ним лично и попасть в его мир. В качестве компенсации я собрал коллекцию книг, каталогов и фотографий». В исследованиях ему помогали жена Джакометти Аннетт и его брат Диего, тоже художник.

Michael Peppiatt. Giacometti in Paris: A Life. Bloomsbury Publishing. 352 с. £30. На англий- ском языке
Michael Peppiatt. Giacometti in Paris: A Life. Bloomsbury Publishing. 352 с. £30. На англий- ском языке

Ядро книги составляет рассказ Пеппиатта о личностях, значительно повлиявших на Джакометти. Например, автор говорит о периоде, проведенном под чарами сюрреалистов, особенно Андре Бретона и Мишеля Лейриса. «[Бретон], безусловно, самый умный и чувствительный человек, которого я знаю, и единственный, у кого я научился столь многому», — писал Джакометти отцу в июне 1933 года. Правда, в феврале 1935-го он был официально исключен из группы сюрреалистов. Тем не менее Лейрис, опубликовавший в 1929 году в журнале Documents первую статью о творчестве Джакометти, поддерживал с ним отношения до конца жизни художника.

Статья Жан-Поля Сартра к выставке Джакометти 1948 года в Нью-Йорке до сих пор остается ключевой работой, осмысляющей творчество скульптора. «Этот текст оказал тогда потрясающее влияние, в нем есть чудесные фразы, такие как „вырезать жир из пространства“, которые и сегодня заставляют замереть, — говорит Пеппиатт. — Сартру и Джакометти нравилось разговаривать друг с другом. Симона де Бовуар сожалела, что эти разговоры не были записаны, и я думаю, что Сартр многое почерпнул из тех бесед».

На протяжении всей книги автор рассматривает постепенное развитие мастерства Джакометти. Например, в 1930 году тот выставил скульптуру «Подвешенный шар» в парижской галерее Пьера Леба вместе с работами Ханса Арпа и Жоана Миро. Тогда это произведение стало, по словам Пеппиатта, «метафорой накопившегося разочарования». Он также отмечает, что «между 1952 и 1954 годами, после бурного периода международного успеха, работа Альберто стала более целенаправленной».

Любовь мира искусства к Джакометти по-прежнему жива, его статус закреплен планами по созданию огромного нового музея в Париже, который должен открыться в 2026 году (нынешние 350 кв. м в Фонде Джакометти вырастут до 6 тыс. кв. м с переездом в здание Вокзала инвалидов). «Я рад, что Джакометти теперь обретет свой „дворец“, как Пабло Пикассо, — говорит Майкл Пеппиатт. — Хотя сама идея переноса его искусства в огромное пространство противоречива. В конце концов, творчество Джакометти возникло из постоянной редукции, истощения и прореживания до костей, чтобы раскрыть суть и истину человеческого существования».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+