18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

О поисках духовности в стране победившего атеизма

Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

В Центре Вознесенского проходит выставка, посвященная знаковым фигурам, которые действовали внутри советской культуры 1930–1950-х и осознавали свою роль в искусстве как христианскую миссию — ни больше ни меньше

Рамки проекта в каком-то смысле шире, чем просто выставка: кураторы Роман Багдасаров и Дмитрий Хворостов предлагают провести мысленный эксперимент — представить себе музей, посвященный христианскому искусству в Советской России. Экспозиция этого воображаемого музея разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, предъявивших свой взгляд на новозаветное основание и миссию искусства, создавших очаг культурного авангарда, спрятанный под покровом советского официоза.

Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Пространство книги сформировано вокруг фигур литературоведа, священника и археолога Сергея Дурылина, художника книги Владимира Фаворского и поэта Бориса Пастернака. В центре пространства образа — галерея работ художника Евгения Спасского. За пространство музыки отвечает аудиоинсталляция, в которой звучат записи пианистки, философа и педагога Марии Юдиной. «Художественные методы Пастернака, Юдиной и Спасского эквивалентны, хотя применялись в разных областях. Все трое в своем творчестве руководствовались новозаветным откровением», — поясняет Роман Багдасаров. Его дополняет Дмитрий Хворостов: «В ходе работы над проектом мы вывели формулу „советское христианское…“, к которой можно добавлять разные слова (например, „искусство“) и которая удерживает противоречия и парадоксы культуры и в каком-то смысле их разрешает».

Специально для проекта художник Семен Галинов создал серию живописных работ. Исторические документы представлены в экспозиции «дополненные или измененные художественным образом».

Центр Вознесенского
«Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.»
До 31 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+