18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Русском музее чествуют графику эпохи Кипренского и Федотова

Карл Брюллов. «Портрет Е.П. Салтыковой на балконе«. 1833 — 1835. Фото: Государственный Русский музей
Карл Брюллов. «Портрет Е.П. Салтыковой на балконе«. 1833 — 1835.
Фото: Государственный Русский музей
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

На выставке рисунков и акварелей первой половины позапрошлого века посетителей ждет встреча с эталонными произведениями из учебников по русскому искусству и знакомство с менее известными работами 14 выдающихся мастеров

Первую половину XIX столетия не зря называют золотым веком русской культуры. В этом лишний раз убеждаешься на выставке, собравшей более 100 произведений 14 художников в нежных техниках карандашом или кисточкой по бумаге из богатейшего собрания графики Русского музея. Экспозицию открывают блестящие изображения натурщиков, созданные Андреем Ивановым, и «Натурщик с факелом» Алексея Егорова. Работая карандашом по чуть тонированной бумаге, их авторы достигают фантастической выразительности. Трудно поверить, что в начале XIX века при полном отсутствии фитнеса были такие фигуры. Но на то и классицизм, чтобы создавать идеальные образы. Тот же Егоров в «Автопортрете» изобразит себя романтически — в берете и с пронзительным взглядом.

Александр Орловский. «Голова лошади».1807. Фото: Государственный Русский музей
Александр Орловский. «Голова лошади».1807.
Фото: Государственный Русский музей

Нынешний показ в хорошем смысле традиционен. Есть генеральная линия, которая начинается работами Ореста Кипренского: это портреты президента Академии художеств Алексея Оленина и участника Бородинской битвы, художника-любителя Александра Дмитриева-Мамонова. За Кипренским следуют акварели Карла Брюллова. «Портрет Е.П.Салтыковой на балконе» и «Портрет О.П.Фрезен на ослике» — из учебников по русскому искусству. Как и мистические наброски карандашом на синей бумаге к картине Павла Федотова «Игроки», и обзор нравов в его рисунках «Неосторожная невеста», героиня которых дала слово одновременно двум молодым людям, и «Любознательный племянник», который выведывает у дяди, где тот нанимает таких хорошеньких служанок. До обличительного пафоса передвижников остается один шаг.

Но это генеральная линия — нюансы не менее интересны. Вот рисунок бистром «Пейзаж с бурлаками» Кипренского — не им ли питался Илья Репин? Или «Набережная Невы у сфинксов» Василия Шебуева, которая могла вдохновлять мирискусников. Показ русской графики золотого века не может обойтись без акварелей Петра Соколова («Портрет Е.Т.Разумовской») и без рисунков Александра Орловского (карандашные «Нищие у кареты» и «Автопортрет» сангиной).

Карл Брюллов. «Сон бабушки и внучки». 1829. Фото: Государственный Русский музей
Карл Брюллов. «Сон бабушки и внучки». 1829.
Фото: Государственный Русский музей

Александр Брюллов, архитектор и брат Карла, представлен изысканным акварельным автопортретом и шаржем «Вознесение барона Шиллинга». Десяток мужчин несут на руках кресло, в котором восседает тучный господин. Это Петр Шиллинг, изобретатель телеграфа; его несут на вершину Везувия. Говорят, за световой день справились.

Наконец, целой галереей шаржей показан Джакомо Кваренги, знаменитый зодчий эпохи классицизма, построивший Смольный институт и здание Конно­гвардейского манежа в Петербурге. Большой фиолетовый нос архитектора стал легендой, и друзья-художники по полной проехались по этой теме. Орловский еще и ангельские крылышки пририсовал ему. Замечателен «джем» с двух сторон на одном листе. С одной стороны — набросок портрета Кваренги в духе Возрождения, созданный Кипренским, с другой — печальный архитектор, держащий в руке куклу. Кукла — образ Тома де Томона, который оттеснил Кваренги от проектирования здания Биржи на стрелке Васильевского острова. 

Государственный Русский музей
«От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+