18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом архитектора Константина Мельникова вошел в фазу длительной реставрации

Фасад Дома Мельникова. Фото: Павел Огородников
Фасад Дома Мельникова.
Фото: Павел Огородников

Проект реставрации и консервации знакового авангардного строения конца 1920-х годов утвержден Мосгорнаследием. Работы на историческом объекте в Кривоарбатском переулке уже начались, они продолжатся около двух лет

Собственный дом в центре Москвы был необычайной редкостью в советское время. А тот дом, который во второй половине 1920-х годов построил для себя и своей семьи архитектор-конструктивист Константин Мельников (1890–1974), оказался уникальным даже и по мировым меркам. Автор проекта воплотил в этом здании те замыслы, мечты и наработки, которым не находил применения при работе на заказ. Причудливое сооружение в глубине арбатских закоулков оценили не все и не сразу, но уже начиная с периода оттепели по отношению к нему все чаще употреблялось слово «шедевр». Сегодня в этом нет сомнений ни у кого.

Дом Мельникова. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

В 2011 году дом Мельникова был передан в оперативное управление Государственному музею архитектуры имени А.В.Щусева; с 2014 года он стал действующим филиалом музея. Об этом на пресс-конференции, посвященной началу реставрации здания, вспомнила Елизавета Лихачева, экс-директор Музея архитектуры и нынешний директор ГМИИ им. А.С.Пушкина: «Ровно девять лет назад мы проводили первую пресс-конференцию, посвященную открытию Дома Мельникова, и уже тогда говорили о том, что дом будет реставрироваться. Процесс подготовки занял много времени; думаю, что сами работы займут меньше. Были сложности, связанные с имущественными правами на памятник. Но самое главное, мы не хотели торопиться. От нас ждали быстрых решений, а мы выбрали путь медленной, плавной, тщательной разработки проекта. Хотелось, чтобы реставрация дома стала образцом того, как в принципе надо подходить к реставрации такого рода объектов».

Дом Мельникова. Гостиная. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Столовая. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Спальня. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Гостиная.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Столовая.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Спальня.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Нынешняя пресс-конференция в МУАРе была созвана в связи с тем, что этап подготовки и официально, и по факту сменился этапом практических действий. Департамент культурного наследия города Москвы 28 ноября окончательно согласовал проект реставрации в 40 томах, тем самым дав старт началу работ. Поскольку еще за год до этого, в ноябре 2022-го, вся обстановка Дома Мельникова (25 тыс. единиц хранения) была вывезена в специальный депозитарий, процессу реставрации ничто не препятствует. По сути, он уже идет.

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Директор Музея архитектуры Наталья Шашкова сообщила: «Наша главная цель — сохранить этот памятник максимально подлинным, аутентичным и живым, каким мы его любим и знаем. Именно поэтому столь долгим был подготовительный этап». К нему относились и комплексное обследование дома в 2017–2019 годах, и те исследования, которые с 2021 года вело архитектурное бюро «Рождественка». Его глава Наринэ Тютчева стала автором проекта реставрации; бюро также берет на себя авторский и научный надзор над работами. Генеральным подрядчиком по реставрации Дома Мельникова выступает ООО «Экобау», а финансирует ее строительный холдинг «Группа ЛСР».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

По словам Наринэ Тютчевой, в ходе исследований они пытались разобраться в том, что здесь сохранилось подлинного и нетронутого, а что появилось в процессе ремонтов и реставраций 1970-х и 1990-х. «Возникла достаточно подробная схема того, что мы должны делать, а чего не должны, — рассказала глава бюро «Рождественка». — Но, несмотря на то что реставрация уже начинается, мы будем продолжать вести исследования и наблюдения. Уверена, что дом еще таит в себе разные загадки и сюрпризы. На каждом этапе мы будем останавливаться, делать выводы и, возможно, вносить коррективы». Наринэ Тютчева также сообщила, что во дворе исторического здания сооружается временная мастерская — для того, чтобы ни один элемент, требующий реставрации, «не уходил за пределы дома».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

В ходе работ неизбежно придется столкнуться с некоторыми проблемами, но все они решаемы, по мнению участников пресс-конференции. Заранее понятно, что будет непросто с восстановлением кровли и водоотведения. Еще одно затруднение состоит в том, что при реставрации 1990-х годов использовались цементные штукатурки, которые, по выражению Наринэ Тютчевой, «не прижились». Она же называет одной из серьезнейших проблем установление и поддержание температурно-влажностного режима. При реставрации имеют значение самые разные нюансы. Например, перед окном выросло большое дерево, и вода с него регулярно попадает на главный витраж — с этим тоже придется бороться. «Но каких-то критических проблем, связанных с деформациями дома из-за усадочных процессов грунта, из-за гидрологических условий, не существует», — заверила присутствовавших Наринэ Тютчева.

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Наталья Шашкова коснулась также темы прозрачности, подконтрольности грядущей реставрации: «Мы знаем, что памятник дискуссионный. Специалисты, представители общественности, любители архитектуры очень взволнованы тем, как будут проходить работы. Поэтому мы избрали максимально открытый формат; создан наблюдательный совет, в который вошли не только архитекторы и реставраторы, но и фактически все ныне живущие, совершеннолетние потомки Константина Степановича Мельникова».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Возглавляет этот совет Елизавета Лихачева. Она тоже акцентировала тему реставрационной и эксплуатационной деликатности: «Мы сохраняем не только внешний объем, не только обстановку, но и конструкцию перекрытий, систему отопления, даже разводку электрики. У нас нет цели сделать дом новым. И нет задачи обеспечить большую проходимость памятника. После реставрации дом будет работать пять дней в неделю — и будет принимать одну группу по пять человек в день. В этом отношении ничего не изменится, он не станет „массово проходимым“ никогда. Опять же потому, что мы хотим сохранить подлинный дом — включая запах». Тезис про запах, кстати, не следует воспринимать метафорически. Полы в доме когда-то покрывались мастикой, и воссоздать тот запах вполне возможно, если по-прежнему использовать старинную защитную технологию.

Точная дата окончания реставрационных работ пока не известна; в качестве ориентира музей называет конец 2025 года.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+