18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»

Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и планами на год грядущий, а кураторы Полина Стрельцова и Анна Замрий рассказали о текущей и будущей выставках

Год назад в Пресненском районе Москвы открылся Центр «Зотов». Он занял отреставрированное здание хлебозавода-автомата № 5 — памятника конструктивистской архитектуры, возведенного в 1931 году. Отдавая дань гению места, команда центра сфокусировалась на наследии конструктивизма. В первый год его работы там прошли две программные выставки: «1922. Конструктивизм. Начало», посвященная становлению этого направления и разным его граням, и «Логос: голос конструктивизма», где воспроизводилась атмосфера экспериментов со словом в молодой Советской России. Осенью состоялось открытие еще двух экспозиций: «Родченко. Личное» и «Пресня: выставка моей памяти». Но выставки не единственное направление деятельности «Зотова». О том, что еще предлагает посетителям молодое «конструктивное пространство», нам рассказала его генеральный директор Дарья Филиппова, а подробнее о выставочной программе — куратор выставочных проектов Анна Замрий и старший куратор выставочного направления Полина Стрельцова.

Дарья Филиппова
Генеральный директор Центра «Зотов»

Как вы оцениваете первый год работы Центра «Зотов»? Удалось ли достичь намеченных целей?

Мы уверенно движемся в сторону их достижения и стали важным местом на культурной карте Москвы: получили первых лояльных посетителей (за это время нас посетило более 100 тыс. человек), сделали два больших программных проекта («1922. Конструктивизм. Начало» и «Логос: голос конструктивизма»), запустили формат персональных выставок («Родченко. Личное»), занимались научной работой и создали свои событийные форматы, среди которых концерты и перформансы. Провели тысячи мастер-классов, лекций, экскурсий, паблик-токов, кинопоказов и встреч книжного клуба. Каждый наш формат привлекает собственную аудиторию, поэтому я могу с уверенностью сказать, что все удается и впереди реализация еще более амбициозных планов.

Какие задачи вы ставите перед собой на 2024 год?

Мы будем стараться привлечь больше посетителей, активнее работать со школами, локальным и научным сообществом. Вообще, у каждого из направлений работы центра есть своя цель. Например, у «Зотов.Кино» — стать главным районным кинотеатром, а у выставочного направления — реализовать три крупные программные выставки за год.

На открытии Центра «Зотов» год назад было заявлено о намерении развивать грантовую и исследовательскую программы. Что сделано в этом направлении и что планируется в дальнейшем?

Нам удалось включиться в издательскую деятельность. Например, при нашей поддержке в издательстве «Арт Волхонка» скоро выйдет одна из самых знаменитых книг русского конструктивизма «„Для голоса“ Маяковского/Лисицкого: комментированное издание к 100‑летию шедевра конструктивизма». Ее автор-составитель — литературовед и искусствовед Андрей Россомахин (презентация книги состоится 13 декабря). Еще одна книга, которая доступным языком рассказывает о конструктивизме подросткам, но будет интересна и взрослым, — это «Страна конструктивизма» Тани Сафоновой. Мы выпускаем ее совместно с издательством «А + А».

Мы провели большую конференцию для определения потребностей среды и будем дальше оформлять те инсайты, которые получили в рамках конкурсов и проектов. Также мы запустили формат лабораторий. Например, результатом лаборатории авторской книги стал выпуск книги-путеводителя по Пресне, вдохновившей кураторов на создание проекта «Пресня: выставка моей памяти».

Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»

Как формируется событийная программа Центра «Зотов» и что в нее входит? Создаются ли события эксклюзивно для «Зотова» и должны ли они иметь связь с конструктивизмом?

Событийная программа имеет несколько направлений. Одно из них поддерживает актуальные выставочные проекты в качестве параллельной программы. Кроме того, есть направление, которое мы условно называем «культпросвет»: это различные форматы, объединенные общей идеей рассказа о чем-то сложном просто и понятно. Мы проводим лекции, мастер-классы, воркшопы, занятия для детей и подростков. Тематически события не обязательно проводятся на тему конструктивизма, они могут быть посвящены тем направлениям, которые ассоциируются с ним: дизайн, архитектура, искусство, театр, музыка.

Мы выпустили несколько собственных перформансов. Например, наш музыкальный перформанс «Конструктивно о любви» регулярно собирает полный зал, и мы даже думаем сделать аудиозапись — так люди полюбили написанные для него песни. Кроме того, мы придумали собственный уникальный формат — тематические уик-энды. Они всегда становятся самыми посещаемыми. Тематический уик-энд — это два дня, насыщенные событиями разных форматов и объединенные одной темой. Мы посвящали их, например, Владимиру Маяковскому, окончанию лета и даже хлебу. В следующем году мы будем все это продолжать, у нас есть идеи новых перформансов, концертных и лекционных событий. Следите за нашими новостями!

На какую аудиторию рассчитана событийная программа?

Основные наши лекции и мастер-классы рассчитаны на взрослую аудиторию, но есть и отдельное направление работы с детьми и подростками — это практические занятия в небольших группах для разных возрастов. В рамках лекций также существует разделение: есть как профессиональное направление с ориентацией на специалистов и студентов профильных вузов, так и уже упомянутое просветительское, ориентированное на широкую аудиторию.

А что насчет инклюзии?

Инклюзивное направление рассчитано на вовлечение самых разных групп — у нас проходят лекции на жестовом языке, мастер-классы, экскурсии. В декабре в рамках тематических уик-эндов Центра «Зотов» состоится день «В центре внимания», направленный на поддержку людей различных социально исключенных групп и их привлечение к участию в культурной и общественной жизни. Мы стараемся, чтобы наши мероприятия были доступны всем участникам, независимо от их физических, социальных и других возможностей.

Анна Замрий
Куратор выставочных проектов Центра «Зотов»

Новый проект «Пресня: выставка моей памяти» (до 11 февраля 2024 года) отличается от предыдущих выставок Центра «Зотов», посвященных прежде всего искусству и жизни 1920-х годов. О чем он?

За год существования Центра «Зотов» сформировались важные для нас принципы работы с временными экспозициями. Один из них — изучать и рассматривать контекст интересующих нас тем и объектов показа. «Пресня: выставка моей памяти» стала своеобразным манифестом, данью благодарности нашему дому — хлебозаводу № 5 Георгия Марсакова (открывшемуся в 1931 году, кстати, тоже в ноябре) — и Пресненскому району. Тема памяти, бережного сохранения истории места и наследия — центральные на выставке. Нам хотелось привлечь к ним внимание, поразмышлять, как сочетаются между собой личное и глобальное, каким образом работают механизмы памяти, что мы запоминаем, что сохраняется в истории и как художественный процесс — и не только художественный — может это осмыслить.

Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»

Что позволило сделать выставку интересной не только жителям Пресненского района? Помимо удивительной экспозиции Алексея Трегубова, приглашающей затеряться в лабиринте улиц и домов.

Выставка обращается к широкому зрителю, ко всем, кто интересуется городом как местом, городской антропологией, культурой повседневности (и тем, как она меняется со временем), а также локальной географией и историей. Цель выставки — передать некую ускользающую материю, дух места, создать образ района на пересечении культурных, географических и личных координат. Именно такой подход является актуальным с точки зрения исследовательской и художественной практики, позволяет осмыслить место на разных смысловых и эмоциональных уровнях, сделать выставку необычной, яркой, привлекательной для людей с разными интересами, разного возраста и опыта. Специфичность выставки состоит в том, что район представлен не как набор краеведческих достопримечательностей, а через память людей, через воспоминания и впечатления жителей Москвы и самой Пресни. То есть предметом внимания и исследования на выставке является воображаемая Пресня, показанная через призму личного опыта. Это место, которое в экспозиции парадоксальным образом существует в двух регистрах — как реальное и как воображаемое.

Полина Стрельцова
Старший куратор выставочного направления Центра «Зотов»

О чем будет следующая выставка Центра «Зотов» «Работать и жить», открытие которой запланировано на 2024 год? И что можно будет на ней увидеть?

Выставка с рабочим названием «„Работать и жить“. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» продолжает серию проектов Центра «Зотов», направленных на всестороннее изучение конструктивизма во всем его многообразии. Поскольку основным принципом этого направления было соединение искусства и жизни, логично, что именно в архитектуре идеи конструктивизма выразились наиболее полно и последовательно. Многие открытия зодчих определили направления развития архитектуры в XX–XXI веках. Прежде всего появилось новое осознание архитектуры — не просто как пространства для жизнедеятельности, но и как социального проекта.

Фокус внимания кураторов на выставке, как и конструктивистов 100 лет назад, сосредоточен на человеке. Именно конструктивисты в своем творчестве, со свойственной им системностью и скрупулезностью, пытались осознать и разложить на составные части сложный комплекс «человек — город — пространство». На выставке мы увидим архитектурную лабораторию конструктивизма, выявим основные точки роста направления, понаблюдаем за его развитием и закатом. Это не только вдохновляющая, но и поучительная история одного из самых многообещающих гуманистических проектов XX века, который не состоялся тогда, но дал множество ростков, благодаря чему и сегодня появляются пространства, где можно счастливо жить и работать.

Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930.  Фото: собрание Романа Бабичева
Владимир Гринберг. «Школа на проспекте Стачек». 1934. Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х. Фото: собрание Романа Бабичева
Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930.
Фото: собрание Романа Бабичева
Владимир Гринберг. «Школа на проспекте Стачек». 1934.
Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.
Фото: собрание Романа Бабичева

С момента открытия «Зотов» позиционируется как институция, посвященная прежде всего конструктивизму. Насколько сложно в ходе выставок находить всё новые подходы к конструктивизму, раскрывать разные его грани и как вы оцениваете перспективы центра в этой области?

Это и сложно, и интересно. Конструктивизм, являясь скорее философией, нежели стилем в искусстве, открывается разными гранями и предлагает множество путей для работы центра. Но в любом случае это будет путь осознания и принятия собственной истории, которая несколько раз за XX век довольно травматично меняла вектор развития. Конструктивизм, являясь важной частью национального культурного кода, должен обрести свое место и в истории страны, и во дне сегодняшнем. Чем больше мы делаем выставочных проектов, издаем книг, проводим лекций и мероприятий, тем отчетливее приходит осознание, что для нас конструктивизм — важная отправная точка, повод к началу разговора на самые разные темы — об искусстве, жизни и людях. Проблема сложности показа искусства авангарда и модернизма, которому как будто тесно в стенах музеев, решается комплексностью работы центра. Это живой организм, через деятельность которого наследие вековой давности тоже начинает оживать. Спустя год работы мы понимаем, что последовательно и планомерно движемся в сторону принятия самих себя. Конструктивизм, авангард и эта эпоха в целом должны быть изучены, отрефлексированы и наконец приняты. И только в этом случае мы действительно сможем опереться на плечи наших великих предшественников и творить собственную, на этот раз счастливую историю.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+