18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития

Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»

Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и планами на год грядущий, а кураторы Полина Стрельцова и Анна Замрий рассказали о текущей и будущей выставках

Год назад в Пресненском районе Москвы открылся Центр «Зотов». Он занял отреставрированное здание хлебозавода-автомата № 5 — памятника конструктивистской архитектуры, возведенного в 1931 году. Отдавая дань гению места, команда центра сфокусировалась на наследии конструктивизма. В первый год его работы там прошли две программные выставки: «1922. Конструктивизм. Начало», посвященная становлению этого направления и разным его граням, и «Логос: голос конструктивизма», где воспроизводилась атмосфера экспериментов со словом в молодой Советской России. Осенью состоялось открытие еще двух экспозиций: «Родченко. Личное» и «Пресня: выставка моей памяти». Но выставки не единственное направление деятельности «Зотова». О том, что еще предлагает посетителям молодое «конструктивное пространство», нам рассказала его генеральный директор Дарья Филиппова, а подробнее о выставочной программе — куратор выставочных проектов Анна Замрий и старший куратор выставочного направления Полина Стрельцова.

Дарья Филиппова
Генеральный директор Центра «Зотов»

Как вы оцениваете первый год работы Центра «Зотов»? Удалось ли достичь намеченных целей?

Мы уверенно движемся в сторону их достижения и стали важным местом на культурной карте Москвы: получили первых лояльных посетителей (за это время нас посетило более 100 тыс. человек), сделали два больших программных проекта («1922. Конструктивизм. Начало» и «Логос: голос конструктивизма»), запустили формат персональных выставок («Родченко. Личное»), занимались научной работой и создали свои событийные форматы, среди которых концерты и перформансы. Провели тысячи мастер-классов, лекций, экскурсий, паблик-токов, кинопоказов и встреч книжного клуба. Каждый наш формат привлекает собственную аудиторию, поэтому я могу с уверенностью сказать, что все удается и впереди реализация еще более амбициозных планов.

Какие задачи вы ставите перед собой на 2024 год?

Мы будем стараться привлечь больше посетителей, активнее работать со школами, локальным и научным сообществом. Вообще, у каждого из направлений работы центра есть своя цель. Например, у «Зотов.Кино» — стать главным районным кинотеатром, а у выставочного направления — реализовать три крупные программные выставки за год.

На открытии Центра «Зотов» год назад было заявлено о намерении развивать грантовую и исследовательскую программы. Что сделано в этом направлении и что планируется в дальнейшем?

Нам удалось включиться в издательскую деятельность. Например, при нашей поддержке в издательстве «Арт Волхонка» скоро выйдет одна из самых знаменитых книг русского конструктивизма «„Для голоса“ Маяковского/Лисицкого: комментированное издание к 100‑летию шедевра конструктивизма». Ее автор-составитель — литературовед и искусствовед Андрей Россомахин (презентация книги состоится 13 декабря). Еще одна книга, которая доступным языком рассказывает о конструктивизме подросткам, но будет интересна и взрослым, — это «Страна конструктивизма» Тани Сафоновой. Мы выпускаем ее совместно с издательством «А + А».

Мы провели большую конференцию для определения потребностей среды и будем дальше оформлять те инсайты, которые получили в рамках конкурсов и проектов. Также мы запустили формат лабораторий. Например, результатом лаборатории авторской книги стал выпуск книги-путеводителя по Пресне, вдохновившей кураторов на создание проекта «Пресня: выставка моей памяти».

Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»
Фото: Центр «Зотов»

Как формируется событийная программа Центра «Зотов» и что в нее входит? Создаются ли события эксклюзивно для «Зотова» и должны ли они иметь связь с конструктивизмом?

Событийная программа имеет несколько направлений. Одно из них поддерживает актуальные выставочные проекты в качестве параллельной программы. Кроме того, есть направление, которое мы условно называем «культпросвет»: это различные форматы, объединенные общей идеей рассказа о чем-то сложном просто и понятно. Мы проводим лекции, мастер-классы, воркшопы, занятия для детей и подростков. Тематически события не обязательно проводятся на тему конструктивизма, они могут быть посвящены тем направлениям, которые ассоциируются с ним: дизайн, архитектура, искусство, театр, музыка.

Мы выпустили несколько собственных перформансов. Например, наш музыкальный перформанс «Конструктивно о любви» регулярно собирает полный зал, и мы даже думаем сделать аудиозапись — так люди полюбили написанные для него песни. Кроме того, мы придумали собственный уникальный формат — тематические уик-энды. Они всегда становятся самыми посещаемыми. Тематический уик-энд — это два дня, насыщенные событиями разных форматов и объединенные одной темой. Мы посвящали их, например, Владимиру Маяковскому, окончанию лета и даже хлебу. В следующем году мы будем все это продолжать, у нас есть идеи новых перформансов, концертных и лекционных событий. Следите за нашими новостями!

На какую аудиторию рассчитана событийная программа?

Основные наши лекции и мастер-классы рассчитаны на взрослую аудиторию, но есть и отдельное направление работы с детьми и подростками — это практические занятия в небольших группах для разных возрастов. В рамках лекций также существует разделение: есть как профессиональное направление с ориентацией на специалистов и студентов профильных вузов, так и уже упомянутое просветительское, ориентированное на широкую аудиторию.

А что насчет инклюзии?

Инклюзивное направление рассчитано на вовлечение самых разных групп — у нас проходят лекции на жестовом языке, мастер-классы, экскурсии. В декабре в рамках тематических уик-эндов Центра «Зотов» состоится день «В центре внимания», направленный на поддержку людей различных социально исключенных групп и их привлечение к участию в культурной и общественной жизни. Мы стараемся, чтобы наши мероприятия были доступны всем участникам, независимо от их физических, социальных и других возможностей.

Анна Замрий
Куратор выставочных проектов Центра «Зотов»

Новый проект «Пресня: выставка моей памяти» (до 11 февраля 2024 года) отличается от предыдущих выставок Центра «Зотов», посвященных прежде всего искусству и жизни 1920-х годов. О чем он?

За год существования Центра «Зотов» сформировались важные для нас принципы работы с временными экспозициями. Один из них — изучать и рассматривать контекст интересующих нас тем и объектов показа. «Пресня: выставка моей памяти» стала своеобразным манифестом, данью благодарности нашему дому — хлебозаводу № 5 Георгия Марсакова (открывшемуся в 1931 году, кстати, тоже в ноябре) — и Пресненскому району. Тема памяти, бережного сохранения истории места и наследия — центральные на выставке. Нам хотелось привлечь к ним внимание, поразмышлять, как сочетаются между собой личное и глобальное, каким образом работают механизмы памяти, что мы запоминаем, что сохраняется в истории и как художественный процесс — и не только художественный — может это осмыслить.

Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов». Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»
Выставка «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов / Центр «Зотов»

Что позволило сделать выставку интересной не только жителям Пресненского района? Помимо удивительной экспозиции Алексея Трегубова, приглашающей затеряться в лабиринте улиц и домов.

Выставка обращается к широкому зрителю, ко всем, кто интересуется городом как местом, городской антропологией, культурой повседневности (и тем, как она меняется со временем), а также локальной географией и историей. Цель выставки — передать некую ускользающую материю, дух места, создать образ района на пересечении культурных, географических и личных координат. Именно такой подход является актуальным с точки зрения исследовательской и художественной практики, позволяет осмыслить место на разных смысловых и эмоциональных уровнях, сделать выставку необычной, яркой, привлекательной для людей с разными интересами, разного возраста и опыта. Специфичность выставки состоит в том, что район представлен не как набор краеведческих достопримечательностей, а через память людей, через воспоминания и впечатления жителей Москвы и самой Пресни. То есть предметом внимания и исследования на выставке является воображаемая Пресня, показанная через призму личного опыта. Это место, которое в экспозиции парадоксальным образом существует в двух регистрах — как реальное и как воображаемое.

Полина Стрельцова
Старший куратор выставочного направления Центра «Зотов»

О чем будет следующая выставка Центра «Зотов» «Работать и жить», открытие которой запланировано на 2024 год? И что можно будет на ней увидеть?

Выставка с рабочим названием «„Работать и жить“. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» продолжает серию проектов Центра «Зотов», направленных на всестороннее изучение конструктивизма во всем его многообразии. Поскольку основным принципом этого направления было соединение искусства и жизни, логично, что именно в архитектуре идеи конструктивизма выразились наиболее полно и последовательно. Многие открытия зодчих определили направления развития архитектуры в XX–XXI веках. Прежде всего появилось новое осознание архитектуры — не просто как пространства для жизнедеятельности, но и как социального проекта.

Фокус внимания кураторов на выставке, как и конструктивистов 100 лет назад, сосредоточен на человеке. Именно конструктивисты в своем творчестве, со свойственной им системностью и скрупулезностью, пытались осознать и разложить на составные части сложный комплекс «человек — город — пространство». На выставке мы увидим архитектурную лабораторию конструктивизма, выявим основные точки роста направления, понаблюдаем за его развитием и закатом. Это не только вдохновляющая, но и поучительная история одного из самых многообещающих гуманистических проектов XX века, который не состоялся тогда, но дал множество ростков, благодаря чему и сегодня появляются пространства, где можно счастливо жить и работать.

Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930.  Фото: собрание Романа Бабичева
Владимир Гринберг. «Школа на проспекте Стачек». 1934. Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х. Фото: собрание Романа Бабичева
Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930.
Фото: собрание Романа Бабичева
Владимир Гринберг. «Школа на проспекте Стачек». 1934.
Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.
Фото: собрание Романа Бабичева

С момента открытия «Зотов» позиционируется как институция, посвященная прежде всего конструктивизму. Насколько сложно в ходе выставок находить всё новые подходы к конструктивизму, раскрывать разные его грани и как вы оцениваете перспективы центра в этой области?

Это и сложно, и интересно. Конструктивизм, являясь скорее философией, нежели стилем в искусстве, открывается разными гранями и предлагает множество путей для работы центра. Но в любом случае это будет путь осознания и принятия собственной истории, которая несколько раз за XX век довольно травматично меняла вектор развития. Конструктивизм, являясь важной частью национального культурного кода, должен обрести свое место и в истории страны, и во дне сегодняшнем. Чем больше мы делаем выставочных проектов, издаем книг, проводим лекций и мероприятий, тем отчетливее приходит осознание, что для нас конструктивизм — важная отправная точка, повод к началу разговора на самые разные темы — об искусстве, жизни и людях. Проблема сложности показа искусства авангарда и модернизма, которому как будто тесно в стенах музеев, решается комплексностью работы центра. Это живой организм, через деятельность которого наследие вековой давности тоже начинает оживать. Спустя год работы мы понимаем, что последовательно и планомерно движемся в сторону принятия самих себя. Конструктивизм, авангард и эта эпоха в целом должны быть изучены, отрефлексированы и наконец приняты. И только в этом случае мы действительно сможем опереться на плечи наших великих предшественников и творить собственную, на этот раз счастливую историю.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+