18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Скрипка Венявского» снова в музейном и исполнительском строю

«Скрипка Венявского» создана в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари. Фото: Российский национальный музей музыки
«Скрипка Венявского» создана в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари.
Фото: Российский национальный музей музыки
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Имя собственное эта скрипка получила по фамилии одного из владельцев, выдающегося музыканта, а «отцом» ее был легендарный Антонио Страдивари. Спустя два века после создания инструмент отреставрирован специалистами московского Музея музыки

Музыкальные инструменты тоже могут отмечать юбилеи — если это выдающиеся инструменты. К их числу, безусловно, принадлежит скрипка, созданная в 1723 году великим мастером Антонио Страдивари (1644–1737). Впоследствии за ней закрепилось и собственное имя: ее знают как «скрипку Венявского».

Прославленный виртуоз Генрик Венявский (1835–1880), уроженец Польши и профессор Петербургской консерватории, не раз концертировал с этим инструментом в ходе своих турне. Затем скрипка попала в коллекцию мецената Константина Третьякова (1830–1908), однофамильца знаменитых собирателей искусства, тоже москвича. И уже из его рук, в составе дара из трех десятков уникальных инструментов, «скрипка Венявского» досталась Московской консерватории — «для потребления беднейшими учениками», как сформулировал даритель. В 1919 году на основе дара Константина Третьякова была сформирована Государственная коллекция струнных смычковых инструментов, представлявшая собой не только музейный фонд, но и действующий арсенал для исполнителей высочайшего класса.

В процессе реставрации необходимо было устранить внешние повреждения и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств. Фото: Российский национальный музей музыки
В процессе реставрации необходимо было устранить внешние повреждения и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств.
Фото: Российский национальный музей музыки

Таким образом, «скрипка Венявского» существует в двух ипостасях: это предмет хранения в Российском нацио­нальном музее музыки и одновременно рабочий инструмент, способный послужить современному виртуозу. Для соответствия обеим этим ролям сейчас понадобились реставраторские усилия и умения: 300 лет все-таки солидный возраст, даже для скрипки. Следовало устранить внешние повреждения, в частности сколы и вмятины, и вернуть творению Страдивари всю полноту его легендарных акустических свойств.

В процессе реставрации подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты, лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались. Фото: Российский национальный музей музыки
В процессе реставрации подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты, лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались.
Фото: Российский национальный музей музыки

За дело взялся художник-реставратор Василий Вяткин, много лет работающий с музыкальными инструментами из Госколлекции. Он тщательно подбирал компоненты для лака, пигментов и красителей; не меньше стараний было приложено и к подбору дерева для заполнения сколов. Подгонялись и приклеивались утраченные фрагменты (особого к себе внимания требовали поврежденный угол и кромка верхней деки), лакировались поврежденные участки с контролем из различных углов обзора, а затем поверхности полировались. В результате не только достигнут образцовый экспозиционный вид, но и поддержано игровое состояние инструмента.

Главный хранитель Музея музыки Анна Кузнецова поясняет: «Уникальность случая — в том, что реставрация подобного уровня впервые была проведена в России и российским мастером. В последний раз реставрация музыкальных инструментов Госколлекции проводилась в Италии, в городе Кремона, в 2018 году».

Вновь обретя хорошее экспозиционное состояние, «Скрипка Венявского» фигурирует сейчас на музейной выставке. Фото: Российский национальный музей музыки
Вновь обретя хорошее экспозиционное состояние, «Скрипка Венявского» фигурирует сейчас на музейной выставке.
Фото: Российский национальный музей музыки

Финальный этап реставрации завершился этой осенью, и сейчас «скрипка Венявского» демонстрируется на выставке «Коллекция особого назначения», примыкающей к постоянной экспозиции Музея музыки. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+