18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Устами конструктивизма глаголет эпоха — уже больше столетия

Фаик Тагиров. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк». 1933. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Фаик Тагиров. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк». 1933.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Каталог выставки «Логос: голос конструктивизма», получивший этой осенью награду за выдающийся дизайн, обладает не менее выдающимся содержанием. По сути, здесь происходит научная расшифровка «шума времени», запечатленного в разного рода произведениях

Выставка «Логос: голос конструктивизма», недавно проходившая в московском Центре «Зотов», рассказывала о формировании и тесной взаимосвязи художественного, поэтического и политического языка в молодой Советской России. Текста на выставке было много (как в экспликациях, так и в экспонатах), и она, конечно, не могла обойтись без каталога. Это не просто печатный дубликат экспозиции, а полновесное научное издание, в котором подробно рассмотрен «большой словотворческий взрыв» 1920–1930-х годов.

«Логос: голос конструктивизма: каталог выставки». М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2023. 352 с.
«Логос: голос конструктивизма: каталог выставки». М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2023. 352 с.

Поделенный на две части, «Словологос» и «Изологос», каталог задает определенную траекторию чтения: сначала «слово», а потом раздел с репродукциями. Хотя разные формы и жанры текста — статьи, лозунги, манифесты, короткие справки — пронизывают всю книгу. Авторы научной части — лингвисты, филологи, искусствоведы, культурологи, эксперты по истории дизайна и декоративно-прикладному искусству — отразили все грани понятия «логос» в контексте эпохи, когда возник удивительный, хотя и короткий, альянс между художниками и политиками, поэтами, филологами, языковедами.

В статье Владимира Фещенко дается обзор поэтических экспериментов начала ХХ века на фоне развития науки о языке. Автор пишет о речетворчестве после революции и об Институте живого слова, благодаря которому сегодня мы можем слышать голоса Ахматовой, Блока, Зощенко и многих других. Продолжая тему, Ян Левченко делает акцент на связях между поэтическим авангардом и «русской формальной школой», открывшей для науки Хлебникова, Крученых, Маяковского. Частный случай поэтического эксперимента рассмотрен в статье Андрея Россомахина, посвященной почти забытому ныне поэту Алексею Чичерину, который печатал стихи не только на бумаге, но и на пряниках и называл себя «кан-фуном», «закаламбурив» в этом титуле конструктивизм, функционализм, Конфуция и кунг-фу.

Выставка «Логос: голос конструктивизма». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма».
Фото: Центр «Зотов»

Постепенно разговор переходит к вопросу визуализации текста. В работе Екатерины Бобринской раскрывается культурфилософский уровень кубофутуристической книги — результата взаимодействия художников и поэтов в первой половине 1910-х годов. А в фокусе у Екатерины Лаврентьевой оказывается цветописная графика ее прабабушки Варвары Степановой — как частный, более поздний пример синтеза поэзии и живописи, звука и цвета. Ирина Пономаренко пишет о новом, броском и лозунговом, облике книги, над которым трудились конструктивисты. Благодаря их экспериментам с интертитрами «заговорило» даже немое кино, как показывает в своем материале Кирилл Горячок.

Со страниц книг и с киноэкранов слово вышло в пространство жизни. Разрисованные «бока, лбы и груди городов», то есть оформленные конструктивистами витрины, киоски, площади, агитпоезда и рекламные плакаты, стали предметом изучения для Ольги Муромцевой и Алексея Сазикова. Наконец, Анна Замрий говорит о трансформации пространств показа в пространства рассказа на примере, в частности, такого явления, как «музей-газета».

Содержит каталог и целую антологию исторических текстов, в том числе редких. Это и поэтические манифесты, и теоретические очерки, и программные эссе 1920-х годов, посвященные фотомонтажу, типографскому производству, тому же «музею-газете». Сергей Третьяков — поэт, деятель ЛЕФа и первый советский радиообозреватель — рассказывает в ярком, стилизованном под репортаж тексте «Радиомай» о том, как такой репортаж создается. А Осип Брик рассуждает о «рекламе стихом», отмечая, что «ничуть не почетней писать стихи по заданиям эстетствующих девиц, чем по заданиям госорганов».

Сцена из постановки. Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». 1924-1930. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Сцена из постановки. Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». 1924-1930.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Ремарка Брика способна немного встряхнуть сегодняшнего читателя, чтобы тот не слишком очаровывался авангардом. Под влиянием установок советской власти выразительный, энергичный художественный язык становился порой нахрапистым, а ударное поэтическое слово — крикливым. Этот многомерный визуально-звуковой ландшафт был воплощен на выставке, где на зрителя обрушивались истеричные крики политиков и вездесущие лозунги. И хотя книга не имеет акустического измерения, она транслирует громкий голос 1920-х через визуальные материалы.

Их, к слову, куда больше, чем можно было увидеть в экспозиции. Конструэмы и речезвуки, плакаты и афиши, картины и рукописи, кадры из мультфильмов и страницы из пореформенных букварей, рекламные вывески, целый фоторепортаж из типографии — всего более 350 изображений. Читатель увидит работы как звезд конструктивизма вроде Александра Родченко, так и менее известных, но не менее важных и самобытных авторов вроде Фаика Тагирова или Соломона Телингатера. В конце книги имеется «Хронограф», который упорядочивает исторические события, важные для раскрытия главной темы.

В сентябре каталог стал лауреатом национального конкурса «Книга года — 2023» в номинации «Искусство книгопечатания». Сделан он, несомненно, эффектно и дорого, хотя попытки дизайнеров по-конструктивистски играть с текстом подчас выглядят неловко. Как бы то ни было, вовсе не внешний облик, а содержание каталога делает его ценным и нужным. А ведь именно «ни к новому, ни к старому, а к нужному» призывал в свое время направить внимание Владимир Татлин. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+