18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Устами конструктивизма глаголет эпоха — уже больше столетия

Фаик Тагиров. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк». 1933. Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Фаик Тагиров. Иллюстрация к книге «Нью-Йорк». 1933.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Каталог выставки «Логос: голос конструктивизма», получивший этой осенью награду за выдающийся дизайн, обладает не менее выдающимся содержанием. По сути, здесь происходит научная расшифровка «шума времени», запечатленного в разного рода произведениях

Выставка «Логос: голос конструктивизма», недавно проходившая в московском Центре «Зотов», рассказывала о формировании и тесной взаимосвязи художественного, поэтического и политического языка в молодой Советской России. Текста на выставке было много (как в экспликациях, так и в экспонатах), и она, конечно, не могла обойтись без каталога. Это не просто печатный дубликат экспозиции, а полновесное научное издание, в котором подробно рассмотрен «большой словотворческий взрыв» 1920–1930-х годов.

«Логос: голос конструктивизма: каталог выставки». М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2023. 352 с.
«Логос: голос конструктивизма: каталог выставки». М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2023. 352 с.

Поделенный на две части, «Словологос» и «Изологос», каталог задает определенную траекторию чтения: сначала «слово», а потом раздел с репродукциями. Хотя разные формы и жанры текста — статьи, лозунги, манифесты, короткие справки — пронизывают всю книгу. Авторы научной части — лингвисты, филологи, искусствоведы, культурологи, эксперты по истории дизайна и декоративно-прикладному искусству — отразили все грани понятия «логос» в контексте эпохи, когда возник удивительный, хотя и короткий, альянс между художниками и политиками, поэтами, филологами, языковедами.

В статье Владимира Фещенко дается обзор поэтических экспериментов начала ХХ века на фоне развития науки о языке. Автор пишет о речетворчестве после революции и об Институте живого слова, благодаря которому сегодня мы можем слышать голоса Ахматовой, Блока, Зощенко и многих других. Продолжая тему, Ян Левченко делает акцент на связях между поэтическим авангардом и «русской формальной школой», открывшей для науки Хлебникова, Крученых, Маяковского. Частный случай поэтического эксперимента рассмотрен в статье Андрея Россомахина, посвященной почти забытому ныне поэту Алексею Чичерину, который печатал стихи не только на бумаге, но и на пряниках и называл себя «кан-фуном», «закаламбурив» в этом титуле конструктивизм, функционализм, Конфуция и кунг-фу.

Выставка «Логос: голос конструктивизма». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма».
Фото: Центр «Зотов»

Постепенно разговор переходит к вопросу визуализации текста. В работе Екатерины Бобринской раскрывается культурфилософский уровень кубофутуристической книги — результата взаимодействия художников и поэтов в первой половине 1910-х годов. А в фокусе у Екатерины Лаврентьевой оказывается цветописная графика ее прабабушки Варвары Степановой — как частный, более поздний пример синтеза поэзии и живописи, звука и цвета. Ирина Пономаренко пишет о новом, броском и лозунговом, облике книги, над которым трудились конструктивисты. Благодаря их экспериментам с интертитрами «заговорило» даже немое кино, как показывает в своем материале Кирилл Горячок.

Со страниц книг и с киноэкранов слово вышло в пространство жизни. Разрисованные «бока, лбы и груди городов», то есть оформленные конструктивистами витрины, киоски, площади, агитпоезда и рекламные плакаты, стали предметом изучения для Ольги Муромцевой и Алексея Сазикова. Наконец, Анна Замрий говорит о трансформации пространств показа в пространства рассказа на примере, в частности, такого явления, как «музей-газета».

Содержит каталог и целую антологию исторических текстов, в том числе редких. Это и поэтические манифесты, и теоретические очерки, и программные эссе 1920-х годов, посвященные фотомонтажу, типографскому производству, тому же «музею-газете». Сергей Третьяков — поэт, деятель ЛЕФа и первый советский радиообозреватель — рассказывает в ярком, стилизованном под репортаж тексте «Радиомай» о том, как такой репортаж создается. А Осип Брик рассуждает о «рекламе стихом», отмечая, что «ничуть не почетней писать стихи по заданиям эстетствующих девиц, чем по заданиям госорганов».

Сцена из постановки. Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». 1924-1930. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Сцена из постановки. Иллюстрация-фотомонтаж для журнала «Синяя блуза». 1924-1930.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

Ремарка Брика способна немного встряхнуть сегодняшнего читателя, чтобы тот не слишком очаровывался авангардом. Под влиянием установок советской власти выразительный, энергичный художественный язык становился порой нахрапистым, а ударное поэтическое слово — крикливым. Этот многомерный визуально-звуковой ландшафт был воплощен на выставке, где на зрителя обрушивались истеричные крики политиков и вездесущие лозунги. И хотя книга не имеет акустического измерения, она транслирует громкий голос 1920-х через визуальные материалы.

Их, к слову, куда больше, чем можно было увидеть в экспозиции. Конструэмы и речезвуки, плакаты и афиши, картины и рукописи, кадры из мультфильмов и страницы из пореформенных букварей, рекламные вывески, целый фоторепортаж из типографии — всего более 350 изображений. Читатель увидит работы как звезд конструктивизма вроде Александра Родченко, так и менее известных, но не менее важных и самобытных авторов вроде Фаика Тагирова или Соломона Телингатера. В конце книги имеется «Хронограф», который упорядочивает исторические события, важные для раскрытия главной темы.

В сентябре каталог стал лауреатом национального конкурса «Книга года — 2023» в номинации «Искусство книгопечатания». Сделан он, несомненно, эффектно и дорого, хотя попытки дизайнеров по-конструктивистски играть с текстом подчас выглядят неловко. Как бы то ни было, вовсе не внешний облик, а содержание каталога делает его ценным и нужным. А ведь именно «ни к новому, ни к старому, а к нужному» призывал в свое время направить внимание Владимир Татлин. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+