18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

XV Красноярская музейная биеннале: расплескалась синева

Арт-объект «Ротонда Памяти и Славы» (2020). Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
Арт-объект «Ротонда Памяти и Славы» (2020).
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Первый в России регулярный междисциплинарный арт-фестиваль отмечает 30-летие целым рядом новых выставочных проектов. Объединяет их главная тема биеннале — река Енисей, вдохновившая участников арт-экспедиций и обитателей художественных резиденций

Огромное бетонное здание на площади Мира в Красноярске проектировалось когда-то как сибирский филиал Центрального музея Ленина. Правда, эту функцию сооружение исполняло недолго: в 1987 году филиал торжественно открыли, а уже в 1991-м переименовали в музейный центр и два года спустя отдали под нужды современного искусства. В 1993 году здесь прошел фестиваль «Новые территории искусства», который впоследствии стали называть «нулевой биеннале» — именно от этого проекта отсчитывают историю Красноярской музейной биеннале.

XV Красноярская музейная биеннале. Музейный центр «Площадь Мира». Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Музейный центр «Площадь Мира».
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»

Нынешней осенью форум проводится в 15-й раз. Его девизом стал палиндром «А в Енисее синева». Такой выбор комиссар биеннале Сергей Ковалевский обосновывает тем, что «новое экспозиционно-коммуникативное художественное событие проецируется на гуманитарную географию Приенисейского края». Метафора-перевертыш играет разными гранями значений в ряде художественных проектов. Два из них, относящиеся к параллельной программе, открылись на партнерских площадках еще в сентябре. Речь о трехчастной выставке «Остров», созданной красноярцами Алиной Долбилиной, Женей Иль и Сашей Михайловым, а также об аудиовизуальной инсталляции «Грот дружбы» от группы «Никаких оправданий». А основной проект биеннале вместе с набором специальных открылся для публики 26 октября — в том самом Музейном центре «Площадь Мира».

XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»

Главный герой здесь — река Енисей, как и было заявлено. Демонстрируются плоды нескольких арт-экспедиций, главным образом артефакты, которые «концептуализируют сибирское пространство от Кызыла до Норильска». Упомянутый Норильск высказывается и сам за себя: в гостевом проекте «PolArt. Полярная арт-резиденция: 2016–2023» представлены произведения трех десятков художников из разных регионов страны. Не убоявшись суровых условий, эти авторы, каждый по-своему, работали с норильским контекстом.

Здесь же, в музейном центре, показаны три специальных проекта: инсталляция «Зеркало реки», выставка «По волнам нашей памяти», имеющая подзаголовок «Сложные плакаты Дмитрия Рекина», и инсталляция Гриши Шарова «Память воды», переосмысляющая приснопамятный позднесоветский проект по повороту сибирских рек.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+