18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Концепция изоляции: «ГЭС-2» и студия «Тихая» запустили проекты для одного зрителя

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Московский «ГЭС-2» приглашает уединиться во чреве кита, а в Нижнем Новгороде можно в одиночку исследовать студию «Тихая». Перед единственным зрителем раскрываются два подхода: театрализованные эффекты или концептуальная сдержанность

На берег современного искусства выбросило огромного кита, его 25-метровый остов покоится сейчас на первом этаже Дома культуры «ГЭС-2» в Москве. Можно, подобно пророку Ионе, попасть и внутрь кита: его чрево — большая проржавевшая цистерна. В этом пространстве, напоминающем то ли бункер, то ли каюту на старой подлодке, зрителю предстоит провести полчаса. В полном одиночестве.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Единственный компаньон сегодняшнего Ионы — голос в наушниках, рассказывающий историю знаменитого «52-герцового кита», обнаруженного учеными в конце 1980-х годов. Он поет на уникальной частоте 52 Гц, не позволяющей сородичам его услышать. «Представьте объем Мирового океана. Представьте, что вы находитесь внутри. Представьте, что там нет никого, кроме вас», — произносит голос, и по коже пробегают мурашки.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Полчаса изоляции внутри цистерны превращаются в некую антимедитацию. Вместо того чтобы отрешиться от любых мыслей, зритель тонет в переживании одиночества. Возникает еще одна сюжетная линия, пожалуй излишне сентиментальная. Бункер оказывается жилищем одинокой — в экзистенциальном смысле — девушки Ани. Аня отождествляет себя с 52-герцовым китом, а ты себя — с ней. И вероятно, тем больше, чем больше твой личный опыт одиночества.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Иммерсивный спектакль-инсталляция «52 Гц» («Пятьдесят два герца») насыщен сенсорными, визуальными и драматургическими эффектами. Над проектом работала большая команда: архитектор и куратор Андрей Воронов, композитор Олег Гудачёв, драматург Полина Коротыч, театральный режиссер Антон Морозов, перформер Валентина Луценко и даже ольфакторные художники Павел Никандров и Маша Головина (лаборатория Holynose), создавшие трудноопределимый аромат с нотами соленой воды, земли, металла и амбры. «ГЭС-2» программно экспериментирует с междисциплинарным, мультисенсорным подходом, но в случае с «китом» переступает опасную грань: автоматизированный спектакль внутри зрелищной декорации воспринимается не столько произведением искусства, сколько качественным аттракционом.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Противоположный подход — концептуально-сдержанный, нонспектакулярный — демонстрирует студия «Тихая» (центр современного искусства, возникший на базе художественных мастерских) в Нижнем Новгороде. Здесь тоже на время ввели особый режим функционирования: в студию пускают по одному, безо всякого сопровождения и медиации. После автоматической блокировки двери и до ее разблокировки у вошедшего есть ровно 15 минут, чтобы исследовать доступные ему помещения.

Появившаяся на сайте плашка с названием проекта предупреждает: «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Вместо кураторского текста — свод условий посещения и прав посетителя. Основатель студии (и, к слову, «художник года» по версии ярмарки Cosmoscow) Артём Филатов назначен ответственным за безопасность, куратор музыкальных проектов и сотрудник самарской галереи «Виктория» Дмитрий Крылов отвечает за звукоизоляцию, а исследователь игр Евгений Кузьмичев — за соблюдение правил.

Это не просто индивидуальный режим осмотра, но еще и секретный. «Испытуемых» призывают не разглашать подробности, а на просьбу о комментарии, даже без спойлеров, организаторы отвечают уклончиво. «Получение детальной информации может быть чревато нарушением целостности опыта!» — сообщает в конце концов Евгений Кузьмичев, практически повторяя название проекта. Понять можно. «Первое правило Бойцовского клуба: не упоминать о Бойцовском клубе».

Проект «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Студия «Тихая», Нижний Новгород. Фото: Студия «Тихая»
Проект «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Студия «Тихая», Нижний Новгород.
Фото: Студия «Тихая»

Кстати, формат сольного посещения, который сейчас установлен в «Тихой», уже был опробован Кузьмичевым в Санкт-Петербурге. Там во время пандемии коронавируса он стал сооснователем независимого пространства «Стыд»: сеансы длительностью 15–20 минут были рассчитаны на одного человека и не предполагали никаких привычных «зацепок» (в виде пояснительных текстов или этикеток) для взаимодействия с пространством.

Конечно, стремление создать для зрителя чистые, ничем не опосредованные условия восприятия — это утопия: сам пиетет перед «искусством идей» и ощущение присутствия смысла становятся опосредующими факторами. Это демонстрируют и гости «Тихой», которые, несмотря на предписания, все же аккуратно делятся в социальных сетях опытом одиночного пребывания в студии. Кто-то, например, отмечает большое количество «скрытых посланий». Оставили ли их намеренно авторы проекта или же посетители сами наделили смыслом те или иные элементы пространства, останется загадкой. Впрочем, это и не важно: согласно заветам концептуализма, искусство там, где запускаются механизмы интерпретации.

Дом культуры «ГЭС-2», Москва
«52 Гц»
До 3 декабря

Студия «Тихая», Нижний Новгород
«Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+