18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тобольск: столица Сибири бывшей не бывает

Тобольский кремль. Фото: Wikimedia Commons
Тобольский кремль.
Фото: Wikimedia Commons
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В последнее время этот город становится все более и более привлекательным для туристов — уже не только региональных

Если начать перечислять знаменитых людей, живших или бывавших в Тобольске, список получится не только длинным, но и пестрым. Протопоп Аввакум, Александр Радищев, Вильгельм Кюхельбекер, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Владимир Короленко, Лев Троцкий, Фанни Каплан, Николай II с семьей… Закономерность улавливается быстро: все они попадали в Тобольск не по собственной воле. Кроме разве что жен декабристов (дольше других в городе жили Прасковья Анненкова и Наталья Фонвизина), которых привели сюда любовь и верность. Их супружескому подвигу посвящен памятник — ротонда с бронзовой женской фигурой по центру. Собирательный образ.

К перечню широко известных каторжан и ссыльных необходимо добавить неодушевленный объект — угличский колокол. История эта многим знакома. Загадочная смерть царевича Дмитрия вызвала народные волнения, сигналом к которым послужил колокольный набат. После усмирения бунта сей колокол, лишив языка и уха, наказали плетьми и отправили в тобольскую ссылку. Здесь он обретался три столетия, пока волжское купечество не выкупило его обратно за 6 тыс. руб. Теперь, когда тоболяки всерьез взялись за превращение города в туристический центр, этой достопримечательности им явно недостает, но сделанного не воротишь. Показывают копию.

Гостиный двор. Тобольск. Фото: Wikimedia Commons
Гостиный двор. Тобольск.
Фото: Wikimedia Commons

Словом, местная история густо замешана на контексте неволи. Одно из знаковых мест в городе — тюрьма, вернее, тюремный замок, как начертано над его воротами. Тобольский централ служил когда-то важнейшим перевалочным пунктом на маршруте, по которому этапы заключенных двигались дальше, в глубь Сибири. Правда, те корпуса, куда сейчас водят туристов, не слишком древние: замок был построен в 1855 году — и построен отчасти потому, что прежнее узилище представляло собой совсем уж нечто кошмарное и бесчеловечное. Его состояние вызвало неудовольствие посетившего город наследника престола, будущего императора Александра II, который велел спроектировать что-нибудь поприличнее. Недолго думая, новую тюрьму возвели рядом с кремлем. Постарались на совесть — учреждение бесперебойно исполняло пенитенциарную функцию вплоть до 1989 года. Теперь здесь Музей сибирской каторги и ссылки. В немалой степени это аттракцион — с муляжами, квестами и даже хостелом «Узник» для любителей экстрима, но драматическая подлинность места проступает сквозь все декорации, оставляя действительно сильное впечатление.

Чуть выше прозвучало слово «кремль», и это, безусловно, городская достопримечательность № 1. Хотя бы в силу того, что другого каменного кремля нет нигде к востоку от Урала. Особой чести Тобольск удостоился из-за своего статуса: почти с самого основания в 1587 году он считался полуофициальной столицей Сибири, а после указа Петра I стал главным городом Сибирской губернии. Потом Екатерина II петровскую административную реформу отрихтовала на собственный лад, однако Тобольск еще долго оставался крайне значимым пунктом на карте — пока в 1838 году обновленный Сибирский тракт не пустили в обход города. И его слава начала меркнуть. Ныне это районный центр в Тюменской области, хотя все же с какой-то губернской осанкой.

Памятник композитору Александру Алябьеву. Фото: Евгений Новосёлов/ tobgorod.ru
Памятник композитору Александру Алябьеву.
Фото: Евгений Новосёлов/ tobgorod.ru

Так вот, кремль. Он расположен очень выигрышно — на крутом холме, именуемом Троицким мысом, близ Иртыша. Белоснежные строения образуют поистине величественный ансамбль. Особенно внушителен Софийско-Успенский собор, что неудивительно: в 1668 году в Тобольске была учреждена Сибирская митрополия, духовный центр всех земель на тысячи верст окрест. Церковная власть тут соседствовала со светской (комплекс Воеводского двора), да и бизнес своего не упускал (Гостиный Двор был пристроен прямо к крепости и стал ее частью).

Ценители небанальных архитектурных решений наверняка обратят внимание на Рентерею, хранилище казны. Постройка эта удивительным образом вписалась в сложнейший ландшафт, усевшись между двумя склонами прямо над оврагом. Строили Рентерею шведы, плененные в ходе Полтавской битвы, но в роли проектировщика выступал Семен Ремезов (1642–1721), уроженец Тобольска, первоклассный архитектор, а еще родоначальник русской картографии. Он же был автором и всего кремлевского генплана. Отметим, что ансамбль теперь полностью отдан в ведение Тобольского музея-заповедника, так что изучить эту территорию можно в подробностях.

Троицкий мыс служит плацдармом для Верхнего города, где в наши дни сосредоточена основная тобольская жизнь. А есть еще Нижний посад, раскинувшийся у подножия холма. Когда-то именно там бился пульс торговли, ремесел, образования и досуга. Но до нас посад дошел в изрядном запустении, что ощутимо контрастирует с ухоженностью Верхнего города. Впрочем, уже видно, как муниципальные власти собираются с силами и бюджетами, чтобы вновь превратить старинный район в витрину Тобольска.

Дом генерал­-губернатора, ставший местом ссылки семьи Романовых. Фото: Wikimedia Commons
Дом генерал­-губернатора, ставший местом ссылки семьи Романовых.
Фото: Wikimedia Commons

Самый популярный объект в Нижнем посаде — дом генерал-губернатора, больше известный как место ссылки семьи Романовых. То место, где их не убили, — подчеркивают тоболяки не без пафоса. И место, которое сохранилось, в отличие от снесенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, добавим мы уже от себя. Хотя до 2018 года этот двухэтажный особняк занимали разные тобольские ведомства, приспособить его затем под Музей семьи императора Николая II не составило проблем. Вернее, проблемы были, но только не с архитектурным обликом, а с подлинными предметами: не сохранилось практически ничего. Так или иначе, фрагменты обстановки по состоянию на лето 1917 — весну 1918 года все же воссоздали, а что не воссоздали, то заменили наглядными пособиями. В целом получилось интересно — опять же, как и в тюремном замке, главным образом из-за невыдуманности самого пространства.

А еще на окраине посада, тоже недавно, появилось пространство как раз выдуманное, но по-своему занятное. Тематический парк «Тобол» — это бывший киногород, съемочная площадка одноименного сериала, целый комплекс бревенчатых строений, изображающих Тобольск начала XVIII века. Сейчас тут своего рода кластер, где кинематограф сплетается с этнографией, театром, краеведением и гастрономией. Проект бойко раскручивается и, кажется, составляет теперь конкуренцию более давнему загородному комплексу «Абалак», где реконструирована деревянная крепость времен покорения Сибири.

Тематический парк «Тобол» переносит посетителей на 300 лет в прошлое. Фото: Тематический парк «Тобол»
Тематический парк «Тобол» переносит посетителей на 300 лет в прошлое.
Фото: Тематический парк «Тобол»

Примерно по таким улицам, как их вообразили создатели «Тобола», хаживал Абрам Ганнибал, прежде доверенный порученец царя Петра, а после опалы (правда, не пожизненной) — офицер Тобольского гарнизона. А вот его правнук в ходе своего пугачевского вояжа сюда так и не добрался, поэтому в городе нет памятника Пушкину, зато есть скромное надгробие на могиле его лицейского друга Кюхли. Неподалеку похоронен и Петр Ершов, чьего «Конька-горбунка» Александр Сергеевич от души хвалил. В честь именитого сказочника установлен еще и современный уличный памятник, довольно затейливый. Ершов учился в Тобольской гимназии, здание которой сейчас терпеливо ждет обещанной музеефикации. Директором этого заведения в пору обучения юного поэта был Иван Павлович Менделеев, отец будущего химика. Позднее Петр Петрович Ершов сам возглавил эту гимназию, а до того здесь же преподавал, и в класс к нему приходил Митя Менделеев. Ему здесь тоже поставлен памятник, но в облике не гимназиста, а ученого мужа. В сумерках его можно спутать с Карлом Марксом.

Короче говоря, не только пришлыми арестантами гордится Тобольск, но и местными уроженцами. Хотя случались гибридные ситуации. Скажем, Александр Алябьев был сыном тобольского губернатора, однако в конце 1820-х очутился в родном городе уже в качестве ссыльного. Романс «Соловей» был им написан, скорее всего, не здесь, но многим хотелось бы думать, что здесь. Это желание отражено в памятнике композитору (автор Сергей Мильченко), установленном в 2020 году возле Базарной площади. Лирическое, очень трогательное произведение монументального искусства — пожалуй, лучшее в городе.


Тобольский кремль

Тобольский кремль. Фото: МБУК «Публичная библиотека»
Тобольский кремль.
Фото: МБУК «Публичная библиотека»

Как часто бывало, Тобольский кремль строился не единовременно, его ансамбль складывался полтора столетия. Но выглядит он совсем не хаотичным, и все благодаря плану «сибирского Леонардо» Семена Ремезова, который умело сочетал прежние строения с собственными и заложил понятные шаблоны для следующих зодчих. Простота и величие — вот два главных качества этой архитектуры. Сейчас ансамбль пронизан музейным духом, тут множество разного рода экспозиций, в первую очередь связанных с сибирской историей.

г. Тобольск, Красная пл., 1


Свято-Знаменский Абалакский монастырь

Свято-Знаменский Абалакский монастырь. Фото: Wikimedia Commons
Свято-Знаменский Абалакский монастырь.
Фото: Wikimedia Commons

Мужской монастырь, расположенный в 30 км от Тобольска, ведет отсчет лет от деревянной церкви, которая была построена для чудотворной иконы Божией Матери. Эта Абалацкая (Абалакская) икона явилась в 1636 году некой вдовице Марии и весьма почиталась у сибиряков. На протяжении двух с лишним веков здесь возводились каменные храмы (Знаменский собор, храм Николая Чудотворца, храм Марии Египетской) и другие здания. Монастырь был закрыт в 1942 году, сейчас он снова действующий. Хотя Абалацкая икона оказалась утрачена, паломников здесь бывает множество.

Тобольский р-н, с. Абалак, ул. Советская, 32


Губернский музей

Губернский музей. Фото: Wikimedia Commons
Губернский музей.
Фото: Wikimedia Commons

Старейший музей Сибири, который формально был основан в 1870 году, но долго не имел собственного здания. Проблему решили с помощью сбора пожертвований, и в конце 1880-х музей вселился в новый, причудливый особняк неорусского стиля, спроектированный местным архитектором Петром Аплечеевым. Дореволюционная коллекция была одновременно и краеведческой, и художественной, и естественно-научной. Приблизительно так же дело обстоит и сейчас: это типичный «музей всего», но с сибирской спецификой.

г. Тобольск, пл. Семена Ремезова, 10


Сад Ермака

Сад Ермака. Фото: Wikimedia Commons
Сад Ермака.
Фото: Wikimedia Commons

Покоритель Сибири атаман Ермак Тимофеевич до основания Тобольска не дожил, но не увековечить память о нем здесь, конечно, не могли. В 1839 году на холме под названием мыс Чукман был установлен 16-метровый мраморный обелиск с соответствующей посвятительной надписью. Памятник спроектировал архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Спустя полтора десятилетия вокруг монумента был разбит сад, построены оранжереи. Сейчас Сад Ермака выглядит несколько иначе, чем в XIX веке, но остается излюбленным у горожан променадом.

г. Тобольск, ул. Никольский Взвоз

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+