18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

«Манеж» в Петербурге продолжает знакомить с русской скульптурой

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка «Сопряжение форм» показывает скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма. Кураторы придумали соединить скульптуру с миром документального кино и телевидения

300 скульптур, 100 авторов — от Михаила Аникушина до Григория Ястребенецкого — из 50 музеев, где первые скрипки — у Русского музея и Третьяковской галереи. Когда в 2021 году выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» за полтора месяца посетило более 60 тыс. человек, стало ясно: будет продолжение. Теперь следовало показать русскую скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

И два года назад, и сейчас было очевидно, что невозможно просто наполнить огромный зал холодным камнем и бронзой. Для «(Не)подвижности» кураторская команда во главе с Елизаветой Павлычевой, руководителем выставочного отдела «Манежа», придумали погружение скульптур в пространство оперного театра, представив произведения на сцене, за кулисами, в зрительном зале и так далее. Теперь, как сообщила для TANR Павлычева, кураторы решили соединить скульптуру с документальным кино и телевидением. Каждому из 15 разделов выставки дано киношное название вроде «Сценарный план», «В главных ролях», «Раскадровка», «Скрытая камера», «Цветокоррекция». Многозначность терминов призвана придать новые измерения скульптуре, которая демонстрируется на фоне кинохроники или рядом с ней.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Преемственность с прежней выставкой подчеркнута в экспозиции: нынешняя начинается с композиции «Октябрь» неоклассициста Александра Матвеева. Это гипсовый оригинал, созданный скульптором к 10-летию Октябрьской революции: рабочий, крестьянин и красноармеец представлены в образах нагих героев — как в античные времена.

В разделе «В главных ролях» собраны модели известных памятников из обеих столиц: аникушинский Пушкин, Достоевский — лучшее произведение Любови Холиной, Маяковский работы Александра Кибальникова, Лассаль — Виктора Синайского, Гарибальди — Карлиса Зале. Последние два произведения были частью большевистского плана монументальной пропаганды 1918 года.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Символистские опыты в послереволюционные годы продолжали Вера Мухина и Иван Шадр, чьи скульптуры «Ветер» и «В бурю» удачно передают в мощном монолите идею движения. Среди менее известных имен представлена Беатриса Сандомирская с выразительными «Рязанской бабой» и «Обнаженной женской фигурой».

Чтобы снять пафос, неизбежный при демонстрации скульптуры, кураторы решили показать стремянку Веры Мухиной и стеки Михаила Аникушина. Вокруг них заверчены темы труда и музыки. За первую отвечает деревянная скульптура «Сбор винограда» Сергея Коненкова, за вторую — портрет маэстро Юрия Темирканова работы Георгия Ястребенецкого и модели рельефов Василия Стамова для музыкальной школы.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Пушкин, один из самых тиражируемых персонажей русской скульптуры, представлен еще и в версиях Лазаря Гадаева — эскиз памятника в Москве — и Леонида Баранова — «Пушкин в Летнем саду».

Раскрашенная деревянная скульптура (по-киношному «Цветокоррекция») — конек Гели Писаревой. В этом году скульптор отметила 90-летие и продолжает гнуть линию «наива».

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Специальный раздел посвящен работам участников художественной студии Института народов Севера, которой руководил Леонид Месс, ученик Матвеева, участник выставок объединения «Круг художников». В 1937 году работы студентов на темы Арктики получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Специально к выставке отреставрировано майоликовое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара размером 300 на 220 см. Это произведение прибыло из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+