18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Манеж» в Петербурге продолжает знакомить с русской скульптурой

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка «Сопряжение форм» показывает скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма. Кураторы придумали соединить скульптуру с миром документального кино и телевидения

300 скульптур, 100 авторов — от Михаила Аникушина до Григория Ястребенецкого — из 50 музеев, где первые скрипки — у Русского музея и Третьяковской галереи. Когда в 2021 году выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в ЦВЗ «Манеж» за полтора месяца посетило более 60 тыс. человек, стало ясно: будет продолжение. Теперь следовало показать русскую скульптуру ХХ века во всем многообразии форм и направлений — от импрессионизма до кинетизма.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

И два года назад, и сейчас было очевидно, что невозможно просто наполнить огромный зал холодным камнем и бронзой. Для «(Не)подвижности» кураторская команда во главе с Елизаветой Павлычевой, руководителем выставочного отдела «Манежа», придумали погружение скульптур в пространство оперного театра, представив произведения на сцене, за кулисами, в зрительном зале и так далее. Теперь, как сообщила для TANR Павлычева, кураторы решили соединить скульптуру с документальным кино и телевидением. Каждому из 15 разделов выставки дано киношное название вроде «Сценарный план», «В главных ролях», «Раскадровка», «Скрытая камера», «Цветокоррекция». Многозначность терминов призвана придать новые измерения скульптуре, которая демонстрируется на фоне кинохроники или рядом с ней.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Преемственность с прежней выставкой подчеркнута в экспозиции: нынешняя начинается с композиции «Октябрь» неоклассициста Александра Матвеева. Это гипсовый оригинал, созданный скульптором к 10-летию Октябрьской революции: рабочий, крестьянин и красноармеец представлены в образах нагих героев — как в античные времена.

В разделе «В главных ролях» собраны модели известных памятников из обеих столиц: аникушинский Пушкин, Достоевский — лучшее произведение Любови Холиной, Маяковский работы Александра Кибальникова, Лассаль — Виктора Синайского, Гарибальди — Карлиса Зале. Последние два произведения были частью большевистского плана монументальной пропаганды 1918 года.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Символистские опыты в послереволюционные годы продолжали Вера Мухина и Иван Шадр, чьи скульптуры «Ветер» и «В бурю» удачно передают в мощном монолите идею движения. Среди менее известных имен представлена Беатриса Сандомирская с выразительными «Рязанской бабой» и «Обнаженной женской фигурой».

Чтобы снять пафос, неизбежный при демонстрации скульптуры, кураторы решили показать стремянку Веры Мухиной и стеки Михаила Аникушина. Вокруг них заверчены темы труда и музыки. За первую отвечает деревянная скульптура «Сбор винограда» Сергея Коненкова, за вторую — портрет маэстро Юрия Темирканова работы Георгия Ястребенецкого и модели рельефов Василия Стамова для музыкальной школы.

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Пушкин, один из самых тиражируемых персонажей русской скульптуры, представлен еще и в версиях Лазаря Гадаева — эскиз памятника в Москве — и Леонида Баранова — «Пушкин в Летнем саду».

Раскрашенная деревянная скульптура (по-киношному «Цветокоррекция») — конек Гели Писаревой. В этом году скульптор отметила 90-летие и продолжает гнуть линию «наива».

Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»
Выставка «Сопряжение форм» в ЦВЗ «Манеж».
Фото: Ирина Колпачникова/ЦВЗ «Манеж»

Специальный раздел посвящен работам участников художественной студии Института народов Севера, которой руководил Леонид Месс, ученик Матвеева, участник выставок объединения «Круг художников». В 1937 году работы студентов на темы Арктики получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Специально к выставке отреставрировано майоликовое панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара размером 300 на 220 см. Это произведение прибыло из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+