18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Древнее наследие Европы спасают от последствий глобального потепления

Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн. Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн.
Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

ЕС запустил проект «Трикветр» для защиты от гибели объектов культурно-исторического наследия — от древнегреческого города XII века до н.э., который разрушается из-за повышения уровня моря, до затопленных доисторических поселений в германском озере

Проект «Трикветр», получивший почти €4 млн в рамках программы Европейского союза Horizon Europe, будет работать до конца 2025 года. Он объединил 21 организацию из 7 стран: Австрии, Германии, Греции, Италии, Кипра, Польши и Швейцарии. Исследователи отслеживают состояние восьми пилотных объектов, расположенных под водой, в прибрежных и материковых зонах, в число которых входят римская вилла, построенная императором Августом, подводный город XII века до н.э. Эпидавр в Греции и стоящие под водой доисторические дома на сваях в Штарнбергском озере в Германии.

Эксперт ЮНЕСКО по подводному наследию Эдуард Планш рассказал The Art Newspaper, что особую угрозу несут изменения водных течений и химического состава океанов. Из-за повышения уровня моря различные археологические объекты может постичь судьба древнеримского города Байи возле Неаполя, в VII–VIII веках погрузившегося в Средиземное море по мере проседания земной коры из-за опустошения подземных магматических камер. Теперь его могут увидеть только дайверы. «Последствия глобального потепления очевидны по всему миру: крупные пожары, сильнейшие наводнения и резкие колебания температуры, — говорит руководитель проекта «Трикветр» Харалампос Иоаннидис. — Было важно запустить проект именно сейчас».

Сальваторе Мартино, геолог из Римского университета «Ла Сапиенца», работающий над пилотным объектом в итальянском Вентотене, рассказывает, что это первый проект по мониторингу культурного наследия с таким широким географическим охватом. Однако у всех объектов есть кое-что общее. «Все они так или иначе подвержены активному воздействию воды», — объясняет Мартино.

В основе проекта, который получил название трехчастного орнамента, использовавшегося в средневековой архитектуре, лежит трехступенчатая методология. Сначала исследователи выявляют угрозы, которые изменение климата несет для конкретного объекта, затем количественно оценивают серьезность этих угроз и наконец предлагают меры по минимизации их последствий. В этих целях они используют передовые технологии, в том числе космические спутники, гидрологическую съемку, мультиспектральные датчики, многолучевые гидролокаторы и лазерную спектроскопию. Исследователи руководствуются специально разработанной системой поддержки принятия решений (DSS). Цифровая платформа помогает разрабатывать индивидуальные меры по минимизации угрозы для каждого отдельного объекта. Параллельно участники проекта будут вносить информацию о своих исследованиях в специальную базу данных, где с ними смогут консультироваться другие эксперты. Доступ к DSS будет открытым.

В проект «Трикветр» входит несколько стран, не являющихся очевидными политическими партнерами. Так, польская националистическая партия «Право и справедливость», которая, как ожидается, одержит победу на выборах 15 октября, в последние месяцы находится в состоянии конфликта с ЕС из-за миграционной политики. Руководство «Трикветра» считает, что проект может способствовать политическому сближению стран-участниц.

Сегодня из-за изменений климата угроза мировому культурному наследию беспрецедентна. Участившиеся песчаные бури засыпают кропотливо раскопанные вавилонские сокровища в Ираке, а у берегов Средиземного моря археологические памятники разрушаются штормами. В июле «Гринпис» сообщил, что проливные дожди и колебания влажности угрожают древним буддийским фрескам в пещерах Могао — объекту всемирного наследия ЮНЕСКО в китайской провинции Ганьсу. Благодаря проекту «Трикветр» эксперты в области наследия смогут получить уникальные инструменты для защиты этих и других объектов.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+