18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Легендарная икона из Абиссинии обрела имя и историю

Ранее «фламандская картина из Абиссинии» была известна зрителю только в черно­белой репродукции. Фото:  Martin Bailey/The Art Newspaper
Ранее «фламандская картина из Абиссинии» была известна зрителю только в черно­белой репродукции.
Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Корреспондент The Art Newspaper Мартин Бейли разыскал и подержал в руках одно из самых таинственных сокровищ, вывезенных британскими войсками из Эфиопии. Мир впервые увидел цветное изображение иконы, а ее реституция теперь лишь дело времени

Икона с изображением Христа в терновом венце, являвшая­ся эфиопской святыней, теперь известна не только в старой черно-белой фотографии. The Art Newspaper провела расследование, позволившее установить имя ее владельца и получить качественный цветной снимок.

В 1864 году между Эфиопией, с IV века христианской страной, и Британией произошел конфликт, переросший в военное столкновение. В 1867–1868 годах англичане ввели в страну вой­ска и взяли штурмом крепость Макдала, где находилась императорская резиденция. Чтобы избежать плена, Теодрос II застрелился в своей спальне. Вместе с войсками в страну прибыл агент Британского музея Ричард Холмс, который был послан туда за древностями. Икону Холмс снял со стены буквально над телом императора. Однако в музей она не попала, осев в его собственной коллекции. По-видимому, это Холмс опубликовал ее изображение в 1905 году в Burlington Magazine как «фламандскую картину из Абиссинии».

Набросок Ричарда Холмса с надписью «Теодорос, император Абиссинии, нарисован сразу после взятия Макдалы 13 апреля 1868 года Р.Р. Холмсом, археологом, прикомандированным к экспедиции». Фото:  Martin Bailey/The Art Newspaper
Набросок Ричарда Холмса с надписью «Теодорос, император Абиссинии, нарисован сразу после взятия Макдалы 13 апреля 1868 года Р.Р. Холмсом, археологом, прикомандированным к экспедиции».
Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper

Картина создана около 1520 года, вероятно, фламандским или португальским художником, работавшим в Эфиопии. Варианты ее атрибуции разнообразны: Лазару ди Андраде, Жоржи Афонсу, Альбрехт Баутс, Бартоломе Бермехо, Адриан Изенбрандт или Квентин Массейс. Возможно, в Эфиопию ее привезли иезуиты-миссионеры, или же она могла быть подарена эфиопской дипломатической миссии во время визита в Португалию. В начале XVII века на нее добавили литургическую надпись, и католическое изображение стало православной иконой.

В дополнение к наброску Холмса, на акварели лейтенанта британской армии Фрэнка Джеймса, изображающей императора, может быть изображена охраняемая икона на стене позади него. Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper
В дополнение к наброску Холмса, на акварели лейтенанта британской армии Фрэнка Джеймса, изображающей императора, может быть изображена охраняемая икона на стене позади него.
Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper

Она получила имя Kwer’ata Re’esu и пользовалась глубоким почитанием; для нее был сооружен шатер в императорском лагере. Однажды пожар, охвативший лагерь, угас прямо у шатра — так икона стала считаться чудотворной. В 1744 году ее захватили мусульмане-суданцы, но вернули за выкуп.

Картина-икона появлялась на аукционе Christie’s в 1917-м (тогда ее продавал наследник Холмса) и в 1950-м. Она попала к Луишу Рейшу Сантушу, португальскому историку искусства, который впервые написал о ней как о Kwer’ata Re’esu и обсуждал ее авторство. Позже она перешла к его наследнице Изабел.

Картина создана около 1520 года, вероятно, фламандским или португальским художником, работавшим в Эфиопии.  Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper
Картина создана около 1520 года, вероятно, фламандским или португальским художником, работавшим в Эфиопии.
Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper

В 1998 году The Art Newspaper впервые рассказала о судьбе изображения. В 2002-м Министерство культуры Португалии опубликовало решение о том, что картину нельзя вывозить из страны. Наконец корреспондент The Art Newspaper Мартин Бейли смог связаться с владелицей, которой по сей день остается Изабел Рейш Сантуш, и подержать в руках уникальный объект. Икона хранится в оригинальном деревянном ящике, в котором была отправлена из Лондона, и завернута в газету London Evening News от 20 апреля 1950 года. Она написана на дубовой доске размером 33 на 25 см, сохранила резную раму во фламандском стиле раннего XVI века. Оборот доски покрыт красной шелковой камчатной тканью со стилизованным узором граната. Там сохранилась надпись чернилами, сделанная почерком Холмса, что подтверждает провенанс.

Оборотная сторона Kwer'ata Re'esu покрыта красным шелковым дамаском, который эксперт по текстилю определил как итальянский около 1600 года выпуска. На нем рукой Холмса написано: «взято из дворца Теодоруса». Фото:  Martin Bailey/The Art Newspaper
Оборотная сторона Kwer'ata Re'esu покрыта красным шелковым дамаском, который эксперт по текстилю определил как итальянский около 1600 года выпуска. На нем рукой Холмса написано: «взято из дворца Теодоруса».
Фото: Martin Bailey/The Art Newspaper

Со времени публикации в The Art Newspaper 1998 года не прекращались попытки вернуть святыню в Эфиопию. В 2000 году посол Великобритании в Аддис-Абебе обсуждал эту возможность в частном порядке, но сделать ничего не удалось. Теперь, когда местонахождение иконы известно, ее реституция — дело времени. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+