18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

300 экспонатов к 130-летию Владимира Маяковского

Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916. Фото: Государственный литературный музей
Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916.
Фото: Государственный литературный музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Желтая кофта футуриста, декорации к «Мистерии-буфф», плакаты для телеграфного агентства РОСТА, кольцо Лили Брик, ручки Parker и Montblanc — Литературный музей выставил множество предметов, рассказывающих о жизни поэта

Выставка, посвященная 130-летию Владимира Маяковского, поражает крошечным пространством, в котором она располагается, явно не соответствующим масштабу его фигуры. Под нее отведен один этаж — квартира бывшего доходного дома на Зубовском бульваре, который принадлежит Государственному музею истории российской литературы им. В.И.Даля.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Музей В.В.Маяковского до сих пор закрыт на реконструкцию, и две организации объединили усилия, чтобы отметить круглую дату, выставив рекордное количество реликвий и раритетов из своих коллекций — целых 300! Плотность экспозиции создает особую ауру подлинности, тем более ценную, что Маяковский давно превратился в полумифическую фигуру из советского культурного пантеона, действительно став «облаком в штанах», и уже не в качестве поэтической метафоры, а в смысле информационного облака школьных цитат, бульварных фактов, канонических портретов. И выставка поражает прежде всего тем, что все эти шаблонные мемы вдруг оживают, оказываются документами, правдивыми свидетельствами одной выдающейся жизни.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Все знают про желтую кофту футуриста — в витрине лежит ее лоскут, не такой уж и ярко-желтый, из бумазеи. А рядом — карикатура «Футуризм в деревне». Маяковский в кофте и котелке в виде пугала на огороде. А еще его визитная карточка собственного дизайна (да, футурист раздавал визитки). Реже вспоминают, что Маяковский по образованию художник и выбрал Училище живописи, ваяния и зодчества не просто так, а потому что там не требовали бумагу о благонадежности (с этим у юного политического активиста, отсидевшего в тюрьме, было туго). В витрине мы видим рисунок углем классов училища с молодым демоническим Маяковским у мольберта — работы Льва Жегина, кубистический ускользающий образ поэта, который пытался уловить Василий Чекрыгин, многофигурную карикатуру Михаила Ле-Дантю «Поход Игоря Северянина на Берлин», где в тусовке из «Бродячей собаки» можно разглядеть Маяковского, и еще десятки рисунков, карикатур, шаржей, фотографий.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Помимо коллеги-конструктивиста Александра Родченко, его снимали пикториалист Николай Свищов-Паола и модернист Ласло Мохой-Надь, а также анонимный фотограф Охранного отделения, рисовал Давид Бурлюк, и даже Александр Дейнека создал парадный портрет Маяковского-пропагандиста. Все они представляют разные образы, как будто речь идет не об одном человеке, а по крайней мере о десятке героев.

Эту идею многоликости Маяковского и взяли за основу организаторы выставки, опираясь на его собственные определения. Куратор выставки Лариса Алексеева риторически вопрошает: «О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта или блогером-миллионником?» Конечно, и тем, и тем, и тем!

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Всего у выставки девять микроразделов: «Нахал в желтой кофте» (футуристическая эпопея), «Будетлянский силач и Новый Ной» (здесь впечатляющие эскизы самого Маяковского к «Мистерии-буфф»), «Не для денег родившийся» (роли в кино), «Человек большого РОСТА» (работа в телеграфном агентстве и рекламе) и в конце концов «Непонятный массам». Период травли поэта, закончившийся самоубийством, представлен злобными карикатурами Кукрыниксов и записочками с вопросами читателей, которые коллекционировал Маяковский, — они показывают, откуда у нас идет традиция «троллей».

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Что касается личной жизни, то романтическим хитом выставки можно считать пару колец-печаток с гравировками, заказанных Маяковским в 1918 году для себя и Лили Брик. Но этой, самой знаменитой любовной лодкой дело не ограничивается. На выставке можно найти и изображения Марии Денисовой, которой посвящено «Облако в штанах», и фото Маяковского с дочкой Патрицией, и портрет ее матери Элли Джонс. В витрине «Щен и другие» — всё про его собак и других животных. Не обойдены и простительные слабости героя: показан и чек из Парижа за запчасти к Renault, и щегольские ручки — Parker и Montblanc, и миниатюрная рулетка большого поэта.  

Государственный литературный музей
«О разных Маяковских»
До 14 января

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+