18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

300 экспонатов к 130-летию Владимира Маяковского

Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916. Фото: Государственный литературный музей
Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916.
Фото: Государственный литературный музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Желтая кофта футуриста, декорации к «Мистерии-буфф», плакаты для телеграфного агентства РОСТА, кольцо Лили Брик, ручки Parker и Montblanc — Литературный музей выставил множество предметов, рассказывающих о жизни поэта

Выставка, посвященная 130-летию Владимира Маяковского, поражает крошечным пространством, в котором она располагается, явно не соответствующим масштабу его фигуры. Под нее отведен один этаж — квартира бывшего доходного дома на Зубовском бульваре, который принадлежит Государственному музею истории российской литературы им. В.И.Даля.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Музей В.В.Маяковского до сих пор закрыт на реконструкцию, и две организации объединили усилия, чтобы отметить круглую дату, выставив рекордное количество реликвий и раритетов из своих коллекций — целых 300! Плотность экспозиции создает особую ауру подлинности, тем более ценную, что Маяковский давно превратился в полумифическую фигуру из советского культурного пантеона, действительно став «облаком в штанах», и уже не в качестве поэтической метафоры, а в смысле информационного облака школьных цитат, бульварных фактов, канонических портретов. И выставка поражает прежде всего тем, что все эти шаблонные мемы вдруг оживают, оказываются документами, правдивыми свидетельствами одной выдающейся жизни.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Все знают про желтую кофту футуриста — в витрине лежит ее лоскут, не такой уж и ярко-желтый, из бумазеи. А рядом — карикатура «Футуризм в деревне». Маяковский в кофте и котелке в виде пугала на огороде. А еще его визитная карточка собственного дизайна (да, футурист раздавал визитки). Реже вспоминают, что Маяковский по образованию художник и выбрал Училище живописи, ваяния и зодчества не просто так, а потому что там не требовали бумагу о благонадежности (с этим у юного политического активиста, отсидевшего в тюрьме, было туго). В витрине мы видим рисунок углем классов училища с молодым демоническим Маяковским у мольберта — работы Льва Жегина, кубистический ускользающий образ поэта, который пытался уловить Василий Чекрыгин, многофигурную карикатуру Михаила Ле-Дантю «Поход Игоря Северянина на Берлин», где в тусовке из «Бродячей собаки» можно разглядеть Маяковского, и еще десятки рисунков, карикатур, шаржей, фотографий.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Помимо коллеги-конструктивиста Александра Родченко, его снимали пикториалист Николай Свищов-Паола и модернист Ласло Мохой-Надь, а также анонимный фотограф Охранного отделения, рисовал Давид Бурлюк, и даже Александр Дейнека создал парадный портрет Маяковского-пропагандиста. Все они представляют разные образы, как будто речь идет не об одном человеке, а по крайней мере о десятке героев.

Эту идею многоликости Маяковского и взяли за основу организаторы выставки, опираясь на его собственные определения. Куратор выставки Лариса Алексеева риторически вопрошает: «О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта или блогером-миллионником?» Конечно, и тем, и тем, и тем!

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Всего у выставки девять микроразделов: «Нахал в желтой кофте» (футуристическая эпопея), «Будетлянский силач и Новый Ной» (здесь впечатляющие эскизы самого Маяковского к «Мистерии-буфф»), «Не для денег родившийся» (роли в кино), «Человек большого РОСТА» (работа в телеграфном агентстве и рекламе) и в конце концов «Непонятный массам». Период травли поэта, закончившийся самоубийством, представлен злобными карикатурами Кукрыниксов и записочками с вопросами читателей, которые коллекционировал Маяковский, — они показывают, откуда у нас идет традиция «троллей».

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Что касается личной жизни, то романтическим хитом выставки можно считать пару колец-печаток с гравировками, заказанных Маяковским в 1918 году для себя и Лили Брик. Но этой, самой знаменитой любовной лодкой дело не ограничивается. На выставке можно найти и изображения Марии Денисовой, которой посвящено «Облако в штанах», и фото Маяковского с дочкой Патрицией, и портрет ее матери Элли Джонс. В витрине «Щен и другие» — всё про его собак и других животных. Не обойдены и простительные слабости героя: показан и чек из Парижа за запчасти к Renault, и щегольские ручки — Parker и Montblanc, и миниатюрная рулетка большого поэта.  

Государственный литературный музей
«О разных Маяковских»
До 14 января

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+