18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архив как сердце институции: чем живет музей «Гараж»

Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра. Фото: RAAN
Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра.
Фото: RAAN
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Идущие здесь процессы сейчас не столь публичны, но глубоки и интенсивны. В первую очередь именно архивно-исследовательская программа музея дает основу для новых художественных проектов. Их реализация продолжается

Музей современного искусства «Гараж» приближается к круглой дате: в 2024 году исполнится десять лет с того момента, как он, изначально «центр современной культуры», получил музейный статус. Импульсом к перемене послужило появление в «Гараже» архивного собрания и научного отдела. Развитие архива во многом определило концепцию музея: во главу угла было поставлено накопление и распространение знаний о современном отечественном искусстве, а выставки приобрели исследовательский характер. В 2022 году «Гараж» объявил о приостановке выставочной деятельности, но это не привело к кризису или застою, а, напротив, позволило расширить и сделать более видимой исследовательскую и просветительскую работу.

Сегодня под архив целиком отведено помещение Образовательного центра (еще год назад архив делил его с публичной библиотекой «Гаража»). Образовательный центр тоже находится в Парке Горького, недалеко от основного здания музея, куда прошлым летом переехала библио­тека, заняв часть экспозиционных площадей. Оба подразделения в результате задышали свободнее. Биб­лиотека стала гораздо просторнее (так что посетителям не приходится, как раньше, устраиваться на полу и подоконниках), обзавелась фондом редких и ветхих книг и пространственным ресурсом для новых поступлений.

Горизонты роста архива также раздвинулись. «Изначально его ядром были материалы, связанные с московской художественной жизнью 1980–2000-х годов, — говорит о диапазоне архива его куратор Саша Обухова. — Но сейчас мы стараемся захватить как можно больше информации о состоянии российского культурного поля в течение всего XX века и в наше время. После приобретения архива Алексея Щусева мы поняли, что можем собирать материалы об архитектуре и градостроительстве. Затем к этому добавилась история советского и современного российского танца, театра, поэзии, кино — недавно к нам поступил, например, архив киноведа Наума Клеймана».

Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра. Фото: RAAN
Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра.
Фото: RAAN

Как пополняются фонды? «Некоторые архивы мы приобретаем, но многое дарят, — отвечает Саша Обухова. — Порой приходится годами охотиться за интересующими материалами и вести переговоры с владельцами. Ставя себе поисковые задачи, мы фокусируемся на тех периодах и фигурах, которые менее всего репрезентированы в нашем собрании».

Хотя ядро архива находится в Москве, его география значительно шире, и речь идет не только о петербургском филиале. «Гараж» наладил связи с региональными институциями, которые располагают собственными коллекциями документов о локальных событиях и персонах. Среди них — Музей современного искусства PERMM, самарская галерея «Виктория», студия «Тихая» из Нижнего Новгорода и не только. «Мы предоставляем этим институциям техническую и финансовую поддержку, чтобы сделать собранные ими материалы видимыми в общей базе данных, — поясняет Саша Обухова. — При этом сами архивы продолжают храниться на местах: в Сочи, Нижнем Тагиле, Тольятти и других городах».

База данных, о которой идет речь, — это Сеть архивов российского искусства (Russian Art Archive Network, или сокращенно RAAN). В онлайн-каталоге публикуют оцифрованные материалы фондов — огромный массив открытых данных: фотографии, рукописи, эскизы, книги художника, образцы самиздата, сканы статей из периодики, доступный исследователям из любой точки мира. Еще часть информации — например, видеоролики — выдается по запросу и требует посещения архива. Есть и закрытые материалы. В частности, личные дневники и письма, где упоминаются третьи лица, — их можно обнародовать лишь по истечении 75 лет.

В архиве не только собирают материальные артефакты, но и работают с так называемыми цифровыми эфемеридами. Под этим эффектным наименованием скрывается все то, что существует виртуально (например, электронные пригласительные на вернисажи, которые рассылаются в мессенджерах). Фиксируют, пока в экспериментальном формате, даже дискуссии в соцсетях (сегодня они источник самых оперативных новостей и беспристрастных мнений), думая над тем, каким образом можно легально их публиковать.

Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра. Фото: RAAN
Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра.
Фото: RAAN

В музее реализуется несколько направлений исследовательской работы, основанной на погружении в архивные материалы. Флагманской среди них можно считать программу «Полевые исследования». Ведущий исследователь музея «Гараж» Дарья Бобренко и ведущий куратор исследовательских проектов Оксана Полякова рассказали, что в значительной степени программа ориентирована на иностранных авторов, которые интересуются любым российским или советским феноменом. «Мы помогаем им получить доступ к местному контексту и архивам. Не только к архиву „Гаража“, но и к любым другим, в том числе тем, у которых нет возможности сделать англо­язычный сайт и создать инструменты доступа для зарубежных пользователей». Так, дуэт исследовательниц ливанского и камерунского происхождения Раши Салти и Кайо Коуо реализовал при поддержке команды «Гаража» кураторский проект «Спасти Брюса Ли», повествующий о судьбе выпускников ВГИКа из Африки и Ближнего Востока. А художнице Афре Шафик оказали содействие при изучении феномена популярности советских детских книг в Индии в 1960–1980-х годах; результаты ее поисков оформились в цифровое произведение искусства — онлайн-игру.

В «Полевых исследованиях» участвуют и российские авторы. Кооператив «Айседорино горе», к примеру, изучает наследие экспериментальных танцевальных практик, а Александра Паперно исследует избушку Бабы-яги как собирательный архитектурный образ, проводя параллели даже с домами Ле Корбюзье. «Участники попадают в программу не через опен-коллы, а по результатам экспертного отбора, — рассказывает Оксана Полякова. — Мы не требуем сразу представить конкретное видение конечного результата, и это отличает нашу программу от аналогичных в других институциях. Конечно, претендент должен понимать, что именно он хочет исследовать, а дальше материал сам приведет его к подходящей форме художественного высказывания, будь то выставка, перформанс, сценарий, зин или что-то еще».

Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра. Фото: RAAN
Пространство архива музея современного искусства «гараж» в здании образовательного центра.
Фото: RAAN

Родственная «Полевым исследованиям» программа — Garage Archive Commissions, в рамках которой художникам предлагается создавать произведения на основе каких-либо документов непосредственно из архива «Гаража». Результаты в виде тотальных инсталляций показывают в галерее «Скайлайт» — обособленном зале с напольной плиткой 1960-х годов, примыкающем к обновленной библиотеке в основном здании.

Сейчас в пространстве представлено художественное исследование Анны Соз «Практическая независимость». Оно основано на документах «Кибер-Фемин-Клуба», существовавшего в Петербурге на рубеже XX–XXI веков. Вскоре его сменит работа Ганны Зубковой. На показ каждого проекта отводится около двух месяцев. Таким образом, в «Гараже» по-прежнему можно увидеть актуальное искусство — достаточно оформить читательский билет. А еще можно общаться с художниками в рамках цикла встреч «42», слушать свежий выпуск радиошоу «Станция» о доме Наркомфина, участвовать в архитектурных прогулках. Даже без выставок музей живет полной жизнью, регулярно анонсируя новые события. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+