18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Боги и танцы Амазонии: Биеннале в Сан-Паулу критикует расизм и негативное воздействие человека на окружающую среду

Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу, открывшаяся в 35-й раз, называется «Хореографии невозможного» и танцует вокруг острых тем

Биеннале в Сан-Паулу, вторая старейшая в мире после Венецианской, главный художественный смотр Южной Америки, была основана в 1951 году бразильским промышленником Чиччиллу Матараззу спустя всего несколько лет после открытия в 1947 году Музея искусств Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (MASP), первого в стране музея современного искусства. В 35-м выпуске биеннале, которая проходит под названием «Хореографии невозможного», танец рассматривается как отправная точка для решения проблем деколонизации, защиты окружающей среды и сопротивления репрессивным политическим структурам.

Впервые в истории биеннале основное внимание уделяется художникам так называемого глобального Юга. Выставка включает более 1 тыс. работ 121 автора, из которых более 80% — цветные. В состав кураторской группы входят бразильский куратор Диана Лима, португальская художница и писательница Града Киломба, бразильский куратор и антрополог Элиу Менезес и испанский художник и куратор Мануэль Борха-Вильель, бывший директор Центра искусства королевы Софии в Мадриде.

«Наша цель состояла в том, чтобы создать биеннале, свободную от категорий и ограничивающих структур, выходящую за рамки географических и геополитических понятий, — пишут кураторы в совместном заявлении. — Мы выбрали децентрализованную систему, сознательно предпочитая не иметь главного куратора и тем самым растворяя иерархические структуры и способствуя равному вкладу всех участников. Мы придерживались этого принципа и при отборе художников».

Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

«Разнообразие возникло естественным образом — не как преднамеренное усилие, а как отражение многогранной природы нашего современного художественного ландшафта. Мы не обращали внимания на отдельные национальности, признавая, что сама концепция национальности может быть продуктом колониальных и устаревших категорий», — добавляют кураторы.

Выставка открывается несколькими произведениями, созданными специально для биеннале, в том числе кинетической инсталляцией Mimenekenu É Lá Tempo (2023) франко-бразильской художницы Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име, верховного жреца религии кандомбле. Работа, состоящая из серии колеблющихся шестов, видеоинсталляций туманных облаков и керамических следов, напоминает ритуальный танец в честь «ориша», божества, связанного с воздухом и ветром. Как и эта работа, некоторые из самых ярких произведений, хотя и потенциально эзотерических для иностранной аудитории, рассматривают переплетение Африки и Бразилии через призму кандомбле и других культов африканских диаспор, которые сформировались в Бразилии, когда порабощенные африканцы — большинство из них происходило из племен йоруба, банту и гбе — начали соединять свои верования с католицизмом португальских колонистов.

Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Кандомбле широко практиковалась в Бразилии с XIX века, но была официально признана только в 1976 году, и ее адепты долгое время сталкивались с преследованиями. Серия 16-миллиметровых фильмов американской танцовщицы и антрополога Кэтрин Данэм, таких как «Шанго» (1947) и «Прачка» (1956), запечатлела церемонии кандомбле в те десятилетия, когда эта практика была запрещена, показывая посвященных разного расового происхождения, исполняющих ритуальные танцы. Бразильский художник Даниель Ли объединяет визуальные элементы духовного центра кандомбле с элементами буддийских и католических ритуальных пространств и культа умбанды в Outres (2023) — инсталляции из органических материалов вроде спор грибов, которые будут прорастать во время работы выставки, и текстиля, вплетенного в колонны павильона биеннале. Эта работа представляет собой монументальное расширение инсталляции Ли «Безымянные сущности», созданной им в 2022 году в Новом музее в Нью-Йорке. На выставке также демонстрируются видео бразильского художника Луиса де Абреу, такие как «Черная мода» (2006) и «Самба ду криолу дойду» (2004), критикующие миф о расовой демократии в Бразилии, изображая танцевальные представления с преимущественно обнаженными артистами, призванными символизировать стереотипные и расистские ожидания в отношении художественного репертуара чернокожих бразильцев.

Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Roseane Yariana Yanomami
Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Roseane Yariana Yanomami

Несколько других работ исследуют движение в духовном и природном мирах с точки зрения коренных народов Южной Америки, размышляя о состоянии Амазонки, поскольку администрация нынешнего президента Лулы прилагает значительные усилия по борьбе с вырубкой лесов, незаконной добычей полезных ископаемых и посягательством на земли индейцев. За несколько дней до открытия выставки федеральное правительство объявило об уничтожении более 300 нелегальных шахтерских плотов в ходе крупнейшей на сегодняшний день подобной операции в штате Амазонас, родине яномами, коренного народа, практически уничтоженного, когда на их землях в 1940-х годах было обнаружено золото.

Фильм Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина») (2023) представляет собой поэтический документ о племенах яномами. Это наблюдение за приготовлением галлюциногенного нюхательного табака якоана и другими традициями, сохранившимися со времени первого контакта яномами с христианскими миссионерами в 1910-х годах. Серия альбомов автора из числа коренных народов — Габриела дус Сантус Жентила, шамана и активиста из племени тукано — также рассматривает вопрос сохранения древних знаний из Амазонии, включая убедительные рисунки и тексты, документирующие космологию тукано.

Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Другие работы исследуют эту тему через более абстрактный подход, как, например, серия бразильской художницы Сонии Гомес, которая переплетает найденные или подаренные ткани в лирические скульптуры, вдохновленные динамизмом бразильского танца. Еще одним заметным экспонатом на выставке является «Темплу ди Ошала» (1977) бразильского художника Рубена Валентина — инсталляция, состоящая из 20 белых скульптур, ритмом своих геометрических контуров напоминающая литургические афробразильские формы.

Организаторы прогнозируют, что биеннале соберет более 1 млн посетителей, на 250 тыс. больше в сравнении с прошлым годом. Ожидается, что выставка также привлечет рекордное количество иностранных гостей, поскольку Бразилия продолжает развивать международные связи и расширять свое присутствие на мировом художественном рынке. «Хотя нам предстоит пройти долгий путь, мы чувствуем, что эта волна перемен несет нас. Мы надеемся, что эта биеннале повысит осведомленность о богатом историческом и культурном наследии Бразилии», — заявляют кураторы.

Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу — вторая в мире по продолжительности после Венецианской биеннале, куратором которой в следующем году станет Адриано Педроза из Бразилии, первый латиноамериканский куратор, когда-либо встававший у ее руля.

Биеннале Сан-Паулу
«Хореографии невозможного»
До 10 декабря

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+