18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ре-конструкция Гана: с кого начинался конструктивизм

«Да здравствует демонстрация быта!». Обложка. 1923. Фото: Ад Маргинем Пресс
«Да здравствует демонстрация быта!». Обложка. 1923.
Фото: Ад Маргинем Пресс
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Искусствовед Александр Лаврентьев смонтировал из фактов, манифестов и воспоминаний бесстрастный портрет Алексея Гана, который был чрезвычайно важной фигурой в культурном контексте 1920-х годов. Книга щедро проиллюстрирована и конструктивно сверстана

Одной из самых важных фигур в конструктивизме — первым его теоретиком, рьяным агитатором, изобретательным практиком — был Алексей Ган (1887–1942). Но странным образом он оказался полузабыт и малоисследован. Исправить этот дисбаланс призвана монография Александра Лаврентьева — искусствоведа и «по совместительству» внука Александра Родченко и Варвары Степановой, вместе с которыми Ган в 1920 году образовал первую Рабочую группу конструктивистов. Книга «Алексей Ган», надо сказать, уже выходила в 2010 году, но мизерным (всего 150 экземпляров) тиражом. Сегодня она переиздана издательством «Ад Маргинем Пресс».

Александр Лаврентьев. «Алексей Ган». М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.
Александр Лаврентьев. «Алексей Ган». М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.

Увлекающийся и деятельный человек, Алексей Ган, как видно из книги, неустанно искал себя. Он мечтал о трансформации театра в сторону «массового действа», народной демонстрации. Задумал пьесу «Мы», которую так и не написал, рассчитывая, по-видимому, что в пролетарском, коллективном театре действие родится само по себе. И даже снял четыре фильма.

Но кое в чем он был непоколебимо последователен. Во-первых, в экспериментах с версткой и шрифтом — многочисленные репродукции работ Гана в книге позволяют проследить, как он отрабатывал свой типографский стиль, начиная с газеты «Анархия» и заканчивая экспериментальными журналами «Кино-фот» и «Современная архитектура». Во-вторых, Ган программно боролся за «конструктивизм без искусства, без художнического произвола», признавая только «социальную и утилитарную целесообразность» творческих решений.

Как бы следуя наказам своего героя, Александр Лаврентьев минимизировал «живописную» фактуру текста, представив довольно сухую сводку данных о жизни и работе Гана. При этом и автором, и редактором проигнорированы принципиально важные страницы его биографии. Так, из открытых архивных источников известно, что Алексей Ган разделил трагическую судьбу ряда других деятелей авангарда: последние годы жизни он провел в тюрьмах и лагерях, а в 1942 году был расстрелян как антисоветчик (реабилитирован в 1989-м). В монографии же как бы мимоходом написано, что «он, предположительно, умер в ссылке». Еще одно непроясненное «слепое пятно» — сама фамилия героя, которая, возможно, является псевдонимом.

Алексей Ган за работой. 1920-е. Фото: Ад Маргинем Пресс
Алексей Ган за работой. 1920-е.
Фото: Ад Маргинем Пресс

Среди сильных сторон книги — богатый иллюстративный материал: вот Ган в черном кожаном пальто сидит на мотоцикле, а вот становится героем едкого шаржа Родченко, где в дырявых ботинках лакает с пола красное вино. Необходимо отметить и полиграфическое решение Светланы Данилюк из студии ABCdesign — отечественного лидера в оформлении книг по теории и истории искусства. Дизайнер избежала нарочитой подражательности, найдя деликатное применение некоторым типично гановским элементам оформления текста: стрелкам, диагоналям, жирным подчеркиваниям. Одна из наиболее удачных и функциональных ее находок — сноски, которые включены в сам текст, так что глазу не приходится скакать к низу страницы и обратно.

Алексей Ган работал под лозунгом: «Существует только то, что отражено в печати». Он первым зафиксировал на бумаге понятие «конструктивизм», выпустив в 1922 году одноименную брошюру. Но со временем Гана практически перемололи жернова советской «культуры отмены». По тем или иным причинам его не упомянула в мемуарах даже собственная жена — пионерка киномонтажа и документалистики Эсфирь Шуб. Монография Лаврентьева, переизданная через 100 лет после выхода манифеста «Конструктивизм», наконец подкрепила печатную память о Гане. Впрочем, прежде всего эту память хранит современный полиграфический дизайн, унаследовавший ген Гана и его экспериментов. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+