18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»

Сергей Александров. Фото: А. Забрин
Сергей Александров.
Фото: А. Забрин
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева

Как много работ из вашего собрания представлено на выставке?

На выставку куратором отобрано около 300 работ из моей коллекции, это примерно одна десятая ее часть. В основном я сосредоточен на отечественных художниках и скульпторах XX–XXI столетий, это очень широкий временной период. Но на этой выставке у нас не было задачи показать всю многогранность моей коллекции, мы сосредоточились на достаточно узком спектре. Ядро экспозиции — 12 важнейших неофициальных художников 1960-х годов: Анатолий Зверев, Илья Кабаков, Вячеслав Колейчук, Дмитрий Краснопевцев и другие. Каждый из этих шестидесятников «возглавляет» отдельный зал, однако они не отданы им целиком. Вокруг «основного» художника — еще четыре «дополнительных», но они дополнительны не потому, что менее ценны, а потому, что дополняют этого художника по каким-то неуловимым связям как предшественники или последователи. Из молодых — Аня Желудь, Паша Пепперштейн (у него полноценный зал). Группа АЕS+F представлена замечательной, уникальной работой «Семейный портрет с химерами». Произведение Павла Отдельнова — одно из лучших в его важном проекте «Русское нигде».

ПОДРОБНОСТИ
Выставка «Единицы времени. Собрание Сергея Александрова»

Проект продолжает программу музея по популяризации собраний отечественных коллекционеров. Основной акцент сделан на искусстве 1960-х годов, но она демонстрирует и перекличку между разными поколениями, включая современных художников.

Кроме живописи, графики и скульптуры на выставке показано 25 редких фотографий художников-нонконформистов авторства Александра Забрина, Игоря Пальмина, Валентина Серова и из семейных архивов. Эти снимки также стали частью коллекции Сергея Александрова.

Сергей Александров — консультант-эксперт Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

Еще…

А что вы считаете важнейшим — по вашему личному мнению и сердечной привязанности?

Произведения Риммы Заневской-Сапгир (1930–2021). Например, «Оторвавшаяся реальность», которая была показана рядом с работами итальянской группы Zero на выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в ГМИИ в 2017 году. Было видно, насколько это мощная, вневременная работа. И при этом актуальная, параллельная европейским тенденциям. У нее есть и второе название — «Парящая индивидуальность», которое на выставке в Московском музее современного искусства мы добавили.

Римма Заневская. «Цилиндр и параллелепипед». 1969. Фото: Пресс-служба ММОМА
Римма Заневская. «Цилиндр и параллелепипед». 1969.
Фото: Пресс-служба ММОМА

С произведениями этой художницы у вас же особенные отношения?

Я первый поднял Заневскую из небытия, показал другим, фактически помог открыть ее имя заново. Совершенно случайно про ее произведение «Оторвавшаяся реальность» мне рассказал Вячеслав Колейчук, знаменитый участник группы «Движение». При этом Вячеслав описал мне работу исключительно «на словах». Мне повезло, что теперь она находится в моем собрании. К этому времени Заневская уже была сильно немолода, долго жила вдали от города и была всеми забыта. Я отправился к ее другу, который взял у нее несколько работ на продажу, чтобы помочь. Я увидел ее картины, понял, что они гениальны, и основной блок работ купил для коллекции Александра Резникова. На Заневскую тогда мало кто обращал внимание, она была неизвестна, никому не нужна, и это оказалось удачей — посмотреть и собрать такой пул ее работ. Затем произведения Заневской были показаны в Венеции (как раз в составе коллекции Резникова) и, когда был перекрестный год России — Франции, на ярмарке Art Paris в Гран-пале. Я привез ее работу в рамках некоммерческой, культурной программы. В 2014 году я помог в подготовке выставки «Время движения» в галерее Artstory, посвященной шестидесятникам, предоставил большой блок работ Льва Нусберга и Вячеслава Колейчука. Но главное — мы там показали Заневскую. И люди ахнули: оказывается, есть вот такая замечательная художница! Ее произведений сохранилось немного. Теперь они в пяти главных коллекциях, куда попали в основном через меня. Кроме Третьяковской галереи, все частные. Она сейчас пользуется спросом, но ее физически не осталось на рынке. Так что всем будет интересно взглянуть на ее произведения. Ряд работ Заневской из моего собрания на этой выставке показываются публично впервые.

Анатолий Зверев. «Джаз». 1972. Фото: Пресс-служба ММОМА
Анатолий Зверев. «Джаз». 1972.
Фото: Пресс-служба ММОМА

Как давно вы собираете нонконформистов?

Собирать искусство я начал в середине 1990-х годов. Сперва все было спонтанно, хаотично. С 1995-го по 2010-й я собирал все подряд. Щусев, Фонвизин, Древин, Удальцова… Из разных эпох разные вещи. Немухин, Зверев… Я сначала приобретал для украшения, но постепенно это переросло в профессиональное коллекционирование. Общался с такими замечательными людьми, как филолог Николай Котрелев, искусствовед Зана Плавинская, было очень много интересных встреч. К 2010 году основной работой я занимался уже только половину времени, а вторую половину — собирательством и консультированием других по вопросам искусства. Моими советами пользуется несколько крупных российских коллекционеров, специализирующихся на второй половине века. В частности, я им помогаю находить большие блоки работ отдельных авторов.

Илья Кабаков. «Композиция». 1965. Фото: Пресс-служба ММОМА
Илья Кабаков. «Композиция». 1965.
Фото: Пресс-служба ММОМА

Какими путями составлялась ваша коллекция?

Бывает, что человек находит одного художника или его наследников и у него оказывается срез его творчества определенного периода. Если продолжать следовать этому принципу, коллекция может стать однобокой. У меня был другой путь. В начале 2000-х я еще застал нескольких художников, общался с их друзьями, коллекционерами и наследниками. Этот широкий круг позволил мне собрать как раннее, так и позднее творчество многих шестидесятников. Также я дружил с некоторыми из художников: Владимиром Немухиным, Вячеславом Колейчуком. Слушал их рассказы, они что-то советовали — и эти знания помогали мне расширять опыт, находить редкие работы. Например, я дружил с наследниками Дмитрия Краснопевцева. Мне удалось купить уникальное графическое наследие Краснопевцева. У меня есть его дневник, где он пишет, какие работы кому, в какую страну он продавал, его мысли, цитаты великих философов, там самые разные образцы его почерка, шрифтов. Этот материал позволяет ответить на вопросы, на которые никто другой никогда не ответит.

Дмитрий Краснопевцев. «Каменные плиты и трилистник». 1961. Фото: Пресс-служба ММОМА
Дмитрий Краснопевцев. «Каменные плиты и трилистник». 1961.
Фото: Пресс-служба ММОМА

Какие еще уникальные материалы вам удалось найти?

Когда Александра Древина арестовали и расстреляли, то Надежда Удальцова, опасаясь за судьбу его работ, все холсты подписала: «Удальцова». Разобраться и однозначно сказать, где Древин, а где Удальцова, теперь мало кто сможет, потому что они очень близки по пластике. Можно, правда, сказать, что Древин чуть пластичнее, Удальцова чуть резче, но на самом деле в кое-каких произведениях, например конца 1920-х годов, их живописные техники очень схожи. В начале 2000-х годов я делал ее выставку в  галерее «Дом Нащокина» и приобрел у наследников, которые тогда еще не были в конфликте, большое графическое наследие Древина и Удальцовой. То есть у меня есть рисунки Древина, по которым он позднее делал масло, и благодаря этому теперь можно разобраться в работах с перепутанным авторством.

Лидия Мастеркова. «Композиция». 1958. Фото: Пресс-служба ММОМА
Лидия Мастеркова. «Композиция». 1958.
Фото: Пресс-служба ММОМА

А что еще есть в вашем собрании?

Одна из главных работ на выставке — «Портрет Геннадия Айги» кисти Владимира Яковлева. Это прямо-таки хрестоматийное для творчества художника произведение, это гордость коллекции.

Среди знаковых — абстрактная «Композиция» Льва Кропивницкого 1965 года. Она из собрания Альберто Сандретти. Это итальянец, который строил в СССР завод FIAT и составил огромную коллекцию шестидесятников, показывал ее по всему миру, но после его смерти она оказалась ненужной его семье, была распродана и разошлась по разным собраниям. Эту работу удалось приобрести.

Николай Вечтомов. «Космос». 1960-е. Фото: Пресс-служба ММОМА
Николай Вечтомов. «Космос». 1960-е.
Фото: Пресс-служба ММОМА

Вы ведете активную выставочную и издательскую деятельность.

Да. В 2000-е годы я подружился с Натальей Петровной Рюриковой, возглавлявшей галерею «Дом Нащокина», и сделал там свою первую выставку, посвященную русскому экспрессионизму, где были представлены Артур Фонвизин, Анатолий Зверев и Александр Древин. Потом мы там сделали много выставок. Самый успешный мой проект был «Художники свободы» (Анатолий Зверев и Владимир Яковлев): его посетило 14 тыс. зрителей. Я активно участвую в чужих выставочных проектах, даю свои вещи (например, на «Оттепель» в Музее Москвы и потом в Третьяковке). Сотрудничаю с регионами, к примеру с прекрасным липецким музеем. В общем, в моем послужном списке около 40 выставок с разной степенью моего участия. А если посчитать изданные с моей помощью каталоги и книги, то с 2003 года наберется около 30. Исследовательские работы для них мы проводим серьезные. Например, в 2008 году для выставки Артура Фонвизина, одного из моих любимых художников, мы очень сложными путями выверяли его биографию: в ней много лакун. Сейчас мы вместе с Татьяной Николаевской готовим следующее издание о нем, с новыми фактами.

Евгений Кропивницкий. «Из-за угла». 1962. Фото: Пресс-служба ММОМА
Евгений Кропивницкий. «Из-за угла». 1962.
Фото: Пресс-служба ММОМА

Вы довольны тем, как выставка в ММОМА в итоге отражает ваше собрание?

В чем особенность моей коллекции? Она основана на неосмысленных порывах. Не было системы собирания «по клеточкам». Всегда ценят коллекции личностные, когда люди собирают то, что любят, и поэтому собрания получаются неожиданными. То, как в итоге сложилась выставка, мне нравится. Очень гармонично, очень естественно. Кое-чем пришлось пожертвовать, но в итоге все встало на свои места и как-то замкнулось. Получилась интересная история русского искусства ХХ века с переходом в современное искусство. 

Московский музей современного искусства
«Единицы времени. Собрание Сергея Александрова»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+